Родителям ребенка-инвалида требуется поддержка и понимание: как справиться с кризисом и обрести опору

Здравоохранение ЗОЖ, профилактика Лента новостей Общество

Когда родители ждут малыша, они всегда представляют свою жизнь с ним в ярком, радостном свете. Но рожденный малыш может иметь генетическое заболевание и ему установят инвалидность. Инвалидность ребенку в будущем могут установить вследствие хронического заболевания, полученной травмы.

Известие об инвалидности ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Наличие проблем со здоровьем у ребенка  вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние — семья оказывается в психологически сложной ситуации.

В процессе становления своей позиции к ребенку с инвалидностью родители переживают на первом этапе шок. В этот период они испытывают растерянность, беспомощность, страх, чувство собственной неполноценности. Затем наступает защитная реакция в виде отрицания и негативизма в отношении выставленного ребенку диагноза. Родителям кажется, что медики не компетентные в постановке диагноза, надеются на врачебную ошибку. После частичного осознания проблем ребенка у родителей может наступить «хроническая печаль». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка и (или) следствием отсутствия положительных изменений. Только потом начинается социально-психологическая адаптация всех членов семьи,  вызванная принятие факта инвалидности. На этом этапе устанавливаются адекватные отношения со специалистами и разумное выполнение их рекомендаций.

К сожалению не всегда семья может самостоятельно справиться с кризисной ситуацией при установлении ребенку инвалидности. Часто вследствие данного факта она сталкивается с медицинскими, экономическими и социально-психологическими проблемами.

В такой нелегкой ситуации  особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей, знакомых, коллег по работе. Но когда окружающие  узнают о сильной травме или болезни ребенка, они так же испытывают психологический стресс. Люди начинают избегать встреч и разговоров, боясь своих эмоциональных реакций и реакций родителей ребенка.

Что же делать? В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его один на один с собственными размышлениями. Не всегда обязательно вести разговоры, иногда просто достаточно находиться рядом, помогать в бытовых вопросах или в поиске информации, решать организационные моменты.

Но, как показывает жизнь, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям поможет психолог. Он научит понимать и взвешивать решения, которые будут приносить ребенку пользу в лечении и реабилитации. Родители быстрее придут к этапу принятия диагноза и смогут избежать хронического стресса. В этом случае ребенок, остро чувствующий состояние родителей, пострадает меньше. Ему быстрее будет организовано максимально комфортное развитие. Обращение к психологу не расценивается как слабость, а может стать спасательным кругом в тяжелой жизненной ситуации. За психологической помощью можно обратиться в фонды, учреждения социальной защиты, медицинские учреждения или по телефону «доверия».

Часто родители просто не владеют информацией о заболевании и не знают, что дальше делать. Общение в  группах в социальных сетях с родителями, которые уже ступили на этот путь или прошли его, становится содействующим в организации лечения и реабилитации,  помогает  сформировать представление о будущем ребенка, а так же является моральной поддержкой и помощью даже в решении бытовых ситуаций.

Семье, воспитывающей ребенка-инвалида, на уровне законодательства предусмотрены социальные гарантии и льготы. Родители не должны стесняться получить то, что положено на государственном уровне. Это поможет финансовому положению семьи, решит некоторые социальные вопросы.

С установлением ребенку инвалидности жизнь не останавливается, она продолжается. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой». Не отказывайтесь от своей личной жизни. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем, которые он в состоянии выполнить и решить самостоятельно. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Не изводите себя упрёками и вопросами «за что?», «почему?». В том, что у вас больной ребёнок — вы не виноваты!

Елена Исакова, педагог-психолог, ЦКРОиР г. п. Б. Берестовица



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *