Жизнь без барьеров. В Большой Берестовице прошел обучающий семинар по навыкам коммуникации с инвалидами по зрению

Лента новостей Общественные объединения Общество

Районный обучающий семинар по навыкам коммуникации с инвалидами по зрению, организованный Территориальным центром социального обслуживания населения, состоялся на базе Берестовицкого центра культуры и народного творчества.  Участие в нем приняла председатель Гродненской областной организации ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» Ирина Новикова и представители различных государственных структур района, по роду своей деятельности сталкивающиеся с людьми с инвалидностью.

Равные возможности

Ирина Новикова возглавляет областную организацию ОО «БелТИЗ» уже более 10 лет, и сама является инвалидом по зрению, поэтому ей не раз приходилось оказываться в тех ситуациях, о которых она рассказывала в ходе встречи.

– Человек, который сам никогда не испытывал подобных трудностей, не всегда понимает наши потребности, – отметила Ирина Борисовна.  – Людям с нарушениями зрения приходится обращаться в банки, больницы, жилищно-коммунальные и другие службы, делать покупки в магазинах. И не всегда для них этот процесс легкий и доступный. Очень важно научиться правильно помогать человеку с инвалидностью по зрению, корректно обращаться и взаимодействовать с ним.

Ирина Новикова обратила внимание присутствующих, что среди людей с нарушением зрения есть две категории – слабовидящий человек и незрячий. У них разные потребности и особенности, и с ними нужно по-разному взаимодействовать. Оказывать помощь инвалиду по зрению обязательно нужно уметь, ведь жизнь может столкнуть каждого из нас с таким человеком.

Не сочтите за труд

– Если слабовидящий человек о чем-то вас спросил, не сочтите за труд рассказать ему об этом, не отсылая к ценникам и информационным стендам, – подчеркнула Ирина Борисовна. – Часто для нас они вообще не доступны, даже если и написаны крупным шрифтом.  Если нужно написать заявление или подписать какой-то договор, предложите отправить ему документы в электронном виде на почту или в соцсети, он сделает это дома в спокойной обстановке. Хорошо, если в организациях, где нужно подписывать документы, есть трафарет по диаметру окошка для подписи, что значительно облегчит эту задачу человеку с проблемами зрения.

Сегодня важна не только физическая доступность, такая как тактильная плитка на ступеньках или электронно-речевые информаторы, но и информационная.  Часть услуг любой человек с инвалидностью должен иметь право получить дистанционно, даже не выходя из дома.  Важно, чтобы сайты организаций имели версию для слабовидящих, чтобы информация, которая подается на листовках, табличках, афишах, печаталась в контрастных тонах, хорошо читаемым шрифтом.  Лучше, чтобы это было черное на белом или желтое на черном.  Ведь когда человек теряет зрение, желтый цвет – это последний цвет из спектра, который он еще может различать при утраченном восприятии других цветов. Поэтому многие объекты для слабовидящих делают именно желтого цвета.

От теории к практике

Особое внимание Ирина Новикова обратила на взаимодействие с полностью незрячими людьми, ведь они испытывают больше трудностей в передвижении и восприятии мира. Такие люди, как правило, приходят в магазин с белой тростью (обязательный атрибут тотально слепого) или в очках с толстыми линзами или затемненными стеклами. Они могут ходить медленнее других посетителей, случайно натыкаться на неожиданные препятствия, спотыкаться на ровном месте. Ирина Борисовна на практике наглядно продемонстрировала, как правильно обратиться к незрячему человеку, как провести его по лестнице, через дверь, как усадить на стул и при каких условиях оставить его одного на какое-то время.

– Многие люди, когда теряют зрение, уходят в депрессию, у них развивается комплекс зависимости от других людей, это загоняет их в тиски страха, для них становится проблемой о чем-то спросить или попросить, – отметила Ирина Новикова. – Важно говорить с ними нормальным голосом, с обычной интонацией, без снисхождения и сюсюканья.

Обслуживание человека с инвалидностью по зрению на достойном уровне – это не добрая воля и не помощь, а обязанность любого учреждения. Уже канули в лету те времена, когда говорили, что в СССР инвалидов нет.  Сегодня мы имеем возможность не только выходить из домов, но и трудимся наравне с другими. Если в обществе научатся правильно взаимодействовать с незрячими или слабовидящими людьми и оказывать необходимую помощь, это значительно упростит нам жизнь и позволит чувствовать себя увереннее.

Ирина МИКЛАШ

Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *