О чем рассказал экспонат из музея Белки в Большой Берестовице

Культура Лента новостей Общество

В музее Белки хранится старинный поддужный колокольчик конца ХІХ века от знаменитой династии литейщиков Клюйковых. Раритет использовался как сигнальный у почтовых ямщиков и был заметным русским явлением в народном быту и художественном промысле. Уникальный артефакт в свое время был передан в музейный фонд жителями Берестовицкого района.

Уникальный артефакт

Начиная со второй половины XVIII века, бубенцы и поддужные колокольчики использовали как сигнальное средство на почтовой, свадебной, курьерской, рекрутской упряжи, а еще во время народных гуляний  –

на Рождество или Масленицу. Заслышав звон, люди должны были уступать дорогу. Колокольчики подвешивали под дугой центральной лошади в тройке.

– Чаще всего модели колокольчиков имели тюльпанообразную форму, – рассказывает научный сотрудник музея Белки Андрей Самков. – Нижнюю часть украшали орнаментом или текстом, верхнюю иногда рельефными изображениями. На колокольчике, хранящемся в фондах нашего музея, есть надпись литейного завода Егора Спиридоновича Клюйкова – «ЗАВОДЪ. Е.С. КЛЮИКОВА С. ПУРЕХЪ НИЖ. Г.» «3». Юбка колокольчика огранена надписью «СЪ СЕРЕБРОМЪ». На туловище с обеих сторон – медали Императорского Доно-Кубанско-Терского общества сельского хозяйства, под ними подпись в две строки – «ЗОЛОТАЯ и СЕРЕБРЯНАЯ/МЕДАЛИ». Вес изделия 239 граммов.

Существовало мнение, что серебро положительно влияло на звук колокольчиков, есть даже поговорка о «чистом серебряном звоне». Но химический анализ материалов и опыты исследователей показали, что добавление серебра в бронзу для колокольчиков в размере двух процентов не оказывает влияния на звук, а в большем соотношении даже портит его. Так что надпись «с серебром», помещавшаяся на колокольчиках, возможно, делалась исключительно в рекламных целях.

От известного литейщика

История литейного заведения Егора Спиридоновича Клюйкова началась в 1863 году. Клюйков был выходцем из семьи временнообязанных крестьян. Под производство литья он переделал собственную красильню, которая находилась рядом с селом Пурех Нижегородской губернии. Кустарное производство быстро стало крупнейшим в Российской Империи, с конца 1870-х годов перешло на уровень фабрично-заводской промышленности. На заводе изготавливали детали пароходов, ямщицкие колокольчики, бубенчики, церковные колокола. Изделия демонстрировали на международных выставках. Различные виды колокольчиков удостоились золотых медалей в Брюсселе и в Риме.

Были выпущены несколько моделей колокольчиков, на туловище которых изображены аверс и реверс медали Императорского Доно-Кубано-Терского общества сельского хозяйства. Колокольчики с одинаковой толщиной стенок могли иметь разную высоту и диаметр. Эти размеры характеризуются номерами: чем меньше номер, тем больше размер. А поскольку размер связан со звуком, то чем больше номер, тем выше тональность.

«Однозвучно гремит колокольчик…»

Благодаря «обычному» поддужному колокольчику, сыгравшему определенную роль в истории русской культуры, были сложены многие народные песни. Они передавались из уст в уста и дошли до наших дней. К колокольчику обращались в своем творчестве многие известные художники и писатели. Он считался символом свободы и счастья, его веселый звон радовал сердце, а в самые печальные дни дарил душе надежду.

Светлана ГОНЧАРОВА

Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *