Детский аутизм ­– новый мир для родителей

Лента новостей Общество

Все чаще звучат слова «аутизм», «ребенок-аутист», «расстройства аутистического спектра». На данный момент проводится много исследований по данному направлению, разрабатываются коррекционные программы, но диагноз «детский аутизм» для родителей чаще всего звучит, как приговор.

Внешне трудно заметить, что с ребенком что-то не так – он выглядит абсолютно обычно. Очевидность наличия проблем осознается, когда отслеживается поведение ребенка. Нарушения в развитии можно заметить уже в первый год жизни. Малыш  перестает идти на контакт, смотреть в глаза, реагировать на имя. Если к этому времени были сформированы слова, на смену может прийти бессмысленный лепет. При этом у всех детей своя степень выраженности тех или иных симптомов, что затрудняет родителям определить наличие проблем развития, связанных с детским аутизмом, а врачам установить диагноз.

Детский аутизм – это медицинский диагноз, основанный на дефицитах в навыках, в основном в коммуникативной сфере. Наличие ментального диагноза у ребенка вызывает у родителей чувство утраты и потери. Ребенок неожиданно меняется прямо на глазах – он уже не такой веселый, не любит прежние игры. Часть личности ребенка теряется навсегда.

Волшебной таблетки от аутизма не существует – нарушение останется с ребенком на всю жизнь. Очень важно вовремя принять и понять это. Часто общественное мнение становится преградой в принятии диагноза семьей. Родители, боясь осуждения знакомых, соседей, посторонних людей в том, что их ребенок «ненормальный» ограждают свое чадо от социума.

Второй проблемой принятия становится личный опыт родителей – это образ ребенка, которого они себе уже себе представили. Помощью для родителей может стать прочтение книги шведского психолога Гурли Фюр   «Запрещенное горе. Об ожиданиях и горе, связанных с ребенком, родившимся с особенностями развития». В ней хорошо расписан процесс принятия. Из основного — это то, что нужно «похоронить» ребенка мечты, отгоревать и начать заниматься тем ребенком, который есть.

Многие ошибочно думают, что ребенок с детским аутизмом не нуждается в общении. Но это не так. В основе нарушения лежит проблема формирования социальных навыков, то есть трудности, связанные со сферой взаимодействия. По этому, ребенок просто не знает, как взаимодействовать с окружающими.

Поведение ребенка с детским аутизмом поддается коррекции. Максимально индивидуальный подход и взаимодействие в тесном сотрудничестве целого ряда специалистов и членов семьи станут эффективным результатом выполнения программы реабилитации. Обучающим материалом по коррекции поведения для родителей могут стать книги: «Введение в прикладной анализ поведения» (автор Ольга Шаповалова), «Прикладной анализ поведения» (автор Роберт Шрамм). Хорошая обзорная книга на русском языке – «Расстройства аутистического спектра» автора Елены Григоренко.

Принятие ситуации родителями – это первая ступенька в оказании помощи ребенку. Что бы ребенок мог развиваться в рамках своих возможностей, родителям придется научиться жить еще в одном мире – мире с детским аутизмом. Жизнь не станет хуже, просто она измениться и в ней тоже будет место своим радостям и достижениям. Любовь к ребенку поможет пройти этот непростой путь, на котором необходимо освоить новые знания для понимания своего  иногда совсем непонятного ребёнка.

Елена Исакова, педагог-психолог Берестовицкого ЦКРОиР



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *