
Несмотря на немалые успехи в борьбе с курением во многих странах мира, табачная индустрия не спешит сдавать свои позиции, адаптируя свои методы к новым условиям, чтобы привлекать и удерживать потребителей. Эти действия, подрывающие здоровье людей, направлены прежде всего на уязвимые группы населения, и особенно на молодежь.
Самыми распространенными приемами индустрии являются:
использование ароматизаторов и вкусовых добавок, которые маскируют резкий вкус и запах и повышают вкусовую привлекательность продукции;
элегантный дизайн изделий, привлекательная упаковка и кампании в цифровых медиа;
в некоторых случаях используется обманчивый дизайн, имитирующий сладости и игрушки, что привлекает подростков.
Эти маркетинговые приемы не только подталкивают к употреблению табака и никотина, но и затрудняют отказ от курения. В конечном итоге это ведет к повышению риска формирования зависимости и долгосрочных последствий для здоровья.
Европейскому региону необходимы срочные меры по защите детей от электронных сигарет, считают в ВОЗ. Использование в электронных девайсах разного рода ароматизаторов запрещено только в четырех странах, и еще четыре страны регламентируют использование конкретных вкусовых добавок. Запрет любых форм рекламы, стимулирования продажи и спонсорства электронных сигарет действует лишь в 11-ти странах, в 36 странах действует частичный запрет, а шесть стран никак не регламентируют эти вопросы. Эти пробелы делают молодежь особенно уязвимой перед целевым маркетингом электронных сигарет.
Среди молодежи растут показатели использования никотинсодержащей продукции, такой как электронные сигареты и никотиновые паучи. В 2022 году в Европейском регионе электронные сигареты использовали 12,5% подростков и, при этом, всего лишь 2% взрослых. В некоторых странах показатели использования электронных сигарет среди детей школьного возраста в 2-3 раза превышали показатели курения традиционных сигарет, и эта тревожная тенденция требует принятия неотложных мер.
Всемирный день без табака 2025 г. станет возможностью пролить свет на приемы индустрии, вынуждающие людей по-прежнему употреблять табак и никотин, чтобы каждый мог задуматься о своем будущем и будущем своих детей.
Людмила Киган, инструктор-валеолог Берестовицкой ЦРБ

