Виктория Надольская: «Концепция формирования и укрепления белорусской идентичности может стать основой развития белорусской модели государственности»

Год народного единства Лента новостей Тема недели

Виктория Надольская, старший преподаватель кафедры государственного управления Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь:

– В современном обществе в сознании людей происходит утрата традиционных ценностей, деформируется ментальность граждан, размываются ценностные нормы культуры и нравственности. Развитие информационного общества разрушает границы классов, этносов, религий, национальностей. Рушатся прежние социальные институты, которые формировали идентификационный процесс. Общество охватывает кризис идентичности, который находит свое выражение как в депрессии и апатии, так и в бессмысленной жестокости, в различных формах зависимости, в стремлении убежать от реального мира, в разных формах мистицизма, нигилизма и нарциссизма. Эти тенденции ведут к негативной обособленности, идеологии безвременья, дезинтеграции и отсутствия жизненных планов, то есть, к потере идентичности.

Проблема идентичности становится предметом повышенного интереса именно в переходные периоды, когда человек оказывается в центре столкновения традиций и инноваций, разрушающих прежние стереотипы социального поведения, но не предлагающие ничего взамен. Для обществ, являющихся одновременно объектами и субъектами глобализации, кризис идентичности означает опасность утраты ориентации в потоках современности. Естественным актом самозащиты в такой ситуации становится поиск адекватных ответов и стратегий, способных обеспечить сохранение собственной «самости».

Одним из решений возникших духовных и социально-политических проблем является переоценка ценностей и перестановка элементов духовно-смыслового ядра общества. Это повлияло на потребность многих социумов в поиске оснований, способных объединить народ, независимо от политических убеждений, национальной и религиозной принадлежности, социального положения, в единую нацию, представители которой осознают связь собственной судьбы с благополучием и развитием страны.

На многие проблемы как государственного, так и цивилизационного развития поможет найти ответ исследование цивилизационного кода, которое способно отражать существенные свойства как уже существующей, так и будущей социальной реальности, наметить ориентиры и траектории движения вперед, осмыслить проблему «как развиваться, куда и как идти?» и стать настоятельной потребностью общества.

Цивилизационный код играет важнейшую роль в определении смыслов и ориентиров развития, выявлении причин тех или иных негативных процессов и явлений, в сохранении исторической памяти народа, положительного социального опыта, навыков и иных качественных знаний, передачи будущим поколениям социально-приемлемых моделей поведения.

Уникальность цивилизационного кода заключается в том, что он формирует объективное понимание прошлого, закрепляет определенное отношение к современной социальной реальности и детерминирует создание образов будущего и определение направления движения к нему.

Под цивилизационным кодом понимается совокупность основополагающих образцов (моделей) человеческого существования и жизнедеятельности, в которых закреплены основные человеческие жизненные смыслы и ценности, идеи и образы, традиции и инновации, нормы и правила, характеризующие ментальность как отдельных социальных групп, так и населения страны в целом.

Идентичность в свою очередь, является одним из столпов на которых формируется цивилизационный код.

Идентичность можно рассматривать как чувство органической принадлежности индивида к его исторической эпохе и типу межличностного взаимодействия, свойственному данной эпохе. Каждый народ обладает душевными строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, и от него-то и происходят его чувства, его мысли, его учреждения, его верования и его искусство. Более того, общность чувств, идей, традиций, верований, как определенный наследственный опыт той или иной цивилизации, придает психическому складу народа определенное единство, большую прочность и созидательную силу. В качестве же черт самоидентификации нации можно выделить общность языка, фольклора, кровного родства, а также бессознательную связь личности с этнической группой.

Идентичность – это социальный продукт, который формируется вследствие взаимодействия людей и отражает особенности конкретного общества, демонстрирует представления человека о своем месте в обществе, о ценностях и моделях поведения, которые утверждаются на основании соотнесения себя с общественно значимыми культурными ориентирами и социальными ролями, с социальными институтами и отношениями.

Идентичность формируется на основе истории и памяти, языка и культуры, объединяя весь накопленный коллективный опыт. Затем данный опыт может находить свое воплощение в конкретных социальных практиках, профессиональной деятельности и гражданской активности.

Идентичность является той почвой, на которой произрастает, растет и питается, сохраняется и передается будущим поколениям цивилизационный код того или иного общества. В этой связи политика идентичности государства подразумевает особую деятельность государства и общества, направленную на формирование общенационального консенсуса и солидарности в отношении общенациональных целей, приоритетов, обеспечивающих реализацию национальных интересов и ценностей, а также защиту исторического сознания, традиций и механизмов межпоколенческой преемственности.

Идентичность, проявляясь в тех или иных формах совместной деятельности, формирует различные виды взаимосвязей между гражданами в обществе, делает их взаимозависимыми, единым целым.

Идентичность является фактором созидания материальных благ и укрепления культурного достояния страны, объединения общества, обеспечения его стабильности и безопасности, поддержания в обществе ценностей социальной справедливости, сохранения и генезиса традиции.

Общая история, общие достойное гражданское и патриотическое прошлое, преемственность поколений – это то, что должно быть сконцентрировано в единой общенациональной концепции идентичности. Понятная всем и общепринятая система символов, выступая ценностно-нормативным регулятором поведения, способствует культурной консолидации в пределах определенной этнической группы.

Таким образом, цивилизационный код и идентичность являются взаимосвязанными и взаимообусловленными понятиями. Идентичность дает новое понимание понятию цивилизационный код, оно дополняет его сущность, неотделимо от него и является одним из фундаментов для его развития. Идентичность — это также своеобразный проводник национальных идей, культуры и исторической памяти, который связывает ценностные ориентации, смыслы, социальный опыт и ожидания, стереотипы и менталитет нации с цивилизационным кодом. Если мы утратим идентичность, мы потеряем свое собственное национальное «я», мы станем пустым сосудом и наши ценности, менталитет может быть утрачен, а значит и цивилизационный код может быть деформированным при передаче другим поколениям. Концепция формирования и укрепления белорусской идентичности может стать основой развития белорусской модели государственности.

grodnonews.by



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *