Синдром отличника: как помочь ребенку?

Лента новостей Общество Это интересно

Стремление ребенка стать лучше сверстников, получать постоянное признание и похвалу со стороны взрослых возникает в результате социального опыта ребенка. Чаще всего именно взаимоотношения с родителями приводят к формированию комплекса психических особенностей, так называемого синдрома отличника. Почему он появляется и как с ним бороться, рассказала педагог – психолог Большеберестовицкой средней школы Екатерина Богатырева.

– Екатерина Олеговна, разве плохо быть лучшим, делать все безупречно?

– Конечно, нет. Мы живем в мире, в котором, чтобы стать успешным, приходится конкурировать и показывать результаты лучше, чем у других. Это нормально. Но бывает, что стремление быть лучшим во всем становится бесконечной гонкой, которая мешает получать удовольствие от учебы, работы и жизни в целом.  

Можно ли назвать синдром отличника болезнью?

– Это не медицинский диагноз, и болезни такой нет. А вот психологи знают, что синдромом отличника страдает человек, который стремится быть лучшим во всем, за что берется. Хуже всего то, что он не может принять свое несовершенство, ему всегда мало своих успехов, а неудачи воспринимаются болезненно. Как правило, такая жизнь очень быстро превращается в постоянные попытки заслужить признание и похвалу окружающих, при этом критика воспринимается как оскорбление личности.

– То есть на первый план выходит желание кому-то понравиться, а не собственное развитие?

– Именно. Пока дети ходят в школу, учеба является основной деятельностью для самовыражения. Школьники хотят хорошо учиться, чтобы заслужить одобрение родителей, похвалу от учителей, уважение в классе. Постепенно формируется идеальный образ, к которому дети стремятся, чтобы получить признание окружающих. Эти неправильные установки закрепляются в сознании и могут сохраняться всю жизнь.

 – Екатерина Олеговна, расскажите, из-за чего появляется синдром отличника

– Чаще всего причиной становятся определенные особенности семейного воспитания. Например, у ребенка может развиться комплекс, если родители за его счет пытаются исправить свои упущения из детства. Например, маме очень хотелось заниматься музыкой, но не сложилось. Или папа мечтал о спортивных достижениях, которые остались только в мечтах. Школьнику приходится компенсировать родителям их нереализованные амбиции, но его собственные интересы и желания при этом никто не учитывает. Или же ребенок успешных и талантливых родителей неосознанно старается отлично учиться, чтобы соответствовать их уровню. В некоторых семьях, где дети страдают от недостатка родительского внимания, успехи и победы принято переводить в материальную плоскость: могут купить новую вещь, дать денег сверх обычного, оплатить поездку. Это негативно влияет на неокрепшую психику, так как убеждает, что ценность ребенка как личности зависит только от его достижений. Бывает и такое, что высокими достижениями в учебе ребенок компенсирует недостатки внешности, неуверенность в себе или отсутствие друзей. Другими словами, быть самым-самым – значит повысить свою ценность в собственных глазах.

– Часто взрослые не замечают, что ребенок страдает: учится хорошо, все его хвалят, за что ни возьмется – все получается. Как понять, что ребенок нуждается в помощи?

– Если внимательно присмотреться, синдром отличника легко можно распознать. Первый признак – ребенок зависит от чужого мнения. Он делает все, чтобы его отметили и похвалили окружающие. А вот критика и исправление недостатков вызывают у него болезненную реакцию. Второй – школьник стремится любой ценой заработать отличные оценки. Все остальные вызывают приступы истерики. И третий – высокая тревожность и страх допустить ошибку. Даже малейшая неудача воспринимается как трагедия.

Как можно помочь ребенку в такой ситуации?

– Основная задача родителей – сместить фокус с результата «отлично любой ценой» на процесс обучения, развитие и личностный рост. Важно научить ребенка быть счастливым, а не просто идеальным.

Хвалите не за отметку, а за усилия и процесс. Показывайте, что любите ребенка просто за то, что он есть, а не за успехи в учебе, спорте или где-то еще. Объясните, что ошибаться – нормально и даже полезно, ведь это главный способ чему-то научиться. Подчеркивайте его личные качества, не связанные с успеваемостью. Если ребенок получил плохую оценку, сохраняйте спокойствие. Обсудите, что произошло, не ругая. Спросите: «Что можно сделать в следующий раз иначе? Нужна ли тебе помощь?». Не перегружайте ребенка – ему просто необходимо время для свободных игр и отдыха. Следите за режимом сна. Недосып усиливает тревожность и снижает когнитивные функции.

Помните: задача взрослых – не сломать ребенка, а помочь обрести здоровую самооценку, устойчивость к стрессу и радость от процесса познания и жизни.

Беседовала Галина ЖУК

Фото из открытых интернет-источников



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *