
С 1 сентября в Беларуси вступят в силу изменения в Правила дорожного движения. Соответствующий Указ подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко. Прокомментировать новшества мы попросили старшего госавтоинспектора межрайонного отдела ГАИ Волковысского РОВД Елену Коробач.
Назрела необходимость
Как обратила внимание старший госавтоинспектор, основные изменения коснулись средств персональной мобильности. Это вызвано тем, что их активное использование повлекло за собой ряд негативных моментов, в первую очередь – рост числа травмированных владельцев такого транспорта.
– За последние два года в Беларуси зарегистрировано порядка 900 ДТП с участием любителейсредств персональной мобильности, – отметила Елена Коробач. – В минувшем году количество аварий с указанной категорией участников дорожного движения в нашей стране выросло на 80 процентов. И рост печальной статистики продолжается: если за весь прошлый год погибли четыре человека, то в первом полугодие текущего – уже трое. С учетом этих обстоятельств представители МВД выступили с инициативой внесения изменений в ПДД.
Указом скорректировано само определение СПМ (средства персональной мобильности) – теперь таковым признается транспортное средство с одним или несколькими колесами и максимальной конструктивной скоростью движения не более 25 километров в час, предназначенное для перемещения одного человека посредством использования электродвигателя.
Новшества для самокатчиков
Если раньше пользователи СПМ приравнивались к пешеходам, то теперь, с учетом изменений, – к велосипедистам. Новые правила обязывают и их, и велосипедистов спешиваться перед пересечением проезжей части и переходить ее с соблюдением всех мер предосторожности.
– Все устройства, конструкция которых позволяет передвигаться быстрее 25 км/ч, будут отнесены к категории либо мопедов, либо мотоциклов, – подчеркнула Елена Коробач. – Их владельцам необходимо пройти процедуру регистрации в подразделениях ГАИ и экспертизу, которая определит, к какой именно категории будет отнесено их средство передвижения. Указом предусмотрен упрощенный порядок постановки на учет таких устройств, который будет действовать до 1 сентября 2026 года.
Кстати, те, кто, не захочет проходить экспертизу и регистрацию, смогут использовать свои СПМ только на дорогах без усовершенствованного покрытия и в светлое время суток. Но надо знать: под дорогами с усовершенствованным покрытием подразумеваются, в том числе, и гравийные дороги. То есть передвигаться на таких транспортных средствах без регистрации можно будет лишь по лесным и полевым грунтовкам. Или же использовать их на закрытых территориях.
При этом для управления данными транспортными средствами все равно потребуется водительское удостоверение соответствующей категории.
Что еще важно: новые правила вводят скоростные ограничения для водителей СПМ: ездить на электросамокатах, сегвеях, моноколесах можно будет по велодорожке со скоростью не более 25 км/ч, по тротуару – не более 10 км/ч.
Кроме того, водителям СПМ запрещено двигаться в пешеходной зоне, по тротуару, если масса устройства превышает 35 кг, оставлять их в местах, где это создает препятствия для движения иных участников дорожного движения.
– Указ устанавливает, что при участии в дорожном движении лица, передвигающиеся на СПМ со скоростью выше 25 км/ч, приравниваются к водителям механических транспортных средств, а если транспортное средство имеет массу менее 35 кг и на нем отсутствует рулевое управление – к водителям немеханических транспортных средств, – обратила внимание Елена Коробач.
Что еще?
Что касается других изменений в ПДД, то старший госавтоинспектор выделила появившеюся возможность для водителей мотоблоков с прицепом передвигаться по дорогам общего пользования. Правда, ездить на таком транспорте можно лишь в светлое время суток по обочине, если скоростной режим на дороге не превышает 90 км/ч. При отсутствии обочины разрешено движение не далее метра от края проезжей части.
Новыми правилами разрешатся также установка жалюзи, шторок и пленочных покрытий на боковых и задних стеклах легковых автомобилей.
– Вместе с тем Госавтоинспекция будет пристально следить за тем, чтобы тонировка не наносилась на передние стекла, это нарушение ПДД, – подчеркнула Елена Коробач.
Новшества коснутся также использования всесезонных шин: ими можно будет пользоваться с весны до осени, но с 1 декабря до 1 марта автомобиль необходимо эксплуатировать только с зимними шинами.
Уточнены также и другие положения правил дорожного движения. В частности, территории садоводческих товариществ теперь отнесут к жилой зоне, где пешеходы, пользователи СПМ и велосипедисты имеют приоритет перед автовладельцами.
Ирина МИКЛАШ

