Инна Кергет, директор средней школы аг. Пограничный: «Задача педагога — помочь ребенку найти свой путь»

"Дело жизни" Лента новостей Образование Общество Проекты

Верность своей профессии – это выбор, который человек делает каждый день. Для директора средней школы агрогородка Пограничный Инны Кергет этот выбор никогда не становился рутиной. За 37 лет в сфере образования она прошла путь от пионервожатой до руководителя учреждения образования, неизменно оставаясь верной своему главному убеждению: школа – это не просто стены, это живой организм, который требует постоянной заботы, внимания и развития. За это время слово «призвание» перестало для нее быть абстрактным понятием – оно стало образом жизни.

Неожиданный старт

Инна Кергет руководит учреждением, которое когда-то окончила сама, поэтому ее связь с родной школой имеет глубоко личный характер, и ее верность профессии в данном случае удваивается: это не только верность педагогическому призванию, но и верность своей малой родине.

Я родилась и выросла в агрогородке Пограничный в семье железнодорожников, – говорит Инна Леонтьевна. – Педагогов в нашей семье не было, и после 9 класса я хотела поступать в школу милиции, но родители не отпустили. А вот сознательное желание стать учителем у меня родилось в 10 классе, когда «примерила» на себя эту роль. Директором и нашим учителем истории тогда была Татьяна Константиновна Коженевская. У нее были очень интересные и современные уроки, она учила нас думать, высказывать свою точку зрения. Была не только педагогом-новатором, но и директором-экспериментатором. Наш 10 класс был большим, проблемным, и никто из учителей не хотел брать в нем классное руководство. Татьяна Константиновна приняла нестандартное решение: чтобы классным руководителем стал кто-то из учеников. Почему одноклассники выбрали именно меня, до сих пор не понимаю, но пришлось взять на себя ответственность за всех.

Инна Кергет вспоминает, что ей, десятикласснице, приходилось посещать педсоветы, совещания, дрожащей рукой заполнять классный журнал, проводить родительские собрания. И что немаловажно, одноклассники к ней прислушивались, противостояний в классе стало меньше.

–И мне настолько понравилась эта работа, что я решила стать учителем, – улыбается Инна Леонтьевна. – Правда, как потом оказалось, эта мысль посещала меня и раньше. На выпускном наша первая учительница Мария Васильевна Нощик раздала нам сочинения, которые мы писали в 3-м классе, и у меня там четко было написано, что, когда вырасту, я обязательно стану учителем. А я об этом уже даже и не помнила.

Погружение в мир детства

В 1988 году, окончив школу, девушка поехала поступать в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, но с первого раза у нее это не получилось: на филфаке тогда конкурс был семь с половиной человек на место.

Чтобы не терять год, пошла работать пионервожатой в Поплавскую базовую школу, – продолжает собеседница. – Школа мне очень понравилась, коллектив был небольшой и достаточно возрастной, но очень сплоченный и доброжелательный. Возглавлял его тогда Иван Алексеевич Борисик, он и другие учителя помогали и поддерживали меня.

Когда Инна Кергет начинала карьеру пионервожатой, это были еще времена Советского Союза. Девушка работала с пионерами, октябрятами. Этот опыт стал фундаментом ее будущего мастерства, научив организовывать ребят, вдохновлять их и вести за собой. Она умело находила общий язык с учениками, помогая им раскрыть свои таланты и развивать лидерские качества.

Инну Леонтьевну настолько увлекла эта работа, что она решила: очно учиться уже не будет, пойдет только на заочное отделение, чтобы не расставаться со школой.

В 1990 году поступила на заочное отделение филологического факультета ГрГУ имени Янки Купалы, выбрав специальность «Белорусский язык и литература».

Читать я всегда любила, особенно белорусских авторов. А еще на этот выбор повлияла и моя учитель белорусского языка Генриха Михайловна Савель, которая привила нам любовь к родному языку, – признается педагог.

Уже на втором году обучения Инне Леонтьевне дали часы белорусского языка и литературы, и она с большим энтузиазмом принялась за преподавание. Молодая учитель не просто передавала знания, но и прививала своим ученикам любовь к родному слову, культуре и традициям. Ее уроки всегда отличались глубиной, эмоциональностью и умением заинтересовать каждого школьника.

Школа ў Паплаўцах была беларускамоўнай, усе прадметы выкладаліся па-беларуску, дзеці ахвотна на ёй размаўлялі, роднае слова гучала паўсюль, таму вучыць іх беларускай мове было лёгка і прыемна, – пераходзіць на родную мову настаўніца. – У мяне і цяпер ход думак на беларускай мове, я думаю па-беларуску, хоць размаўляю ўжо часцей на рускай. Вельмі шкадую, што для многіх сучасных вучняў родная мова ўспрымаецца як замежная.

В Поплавской базовой школе Инна Кергет проработала 10 лет, каждый день приходилось туда добираться из Пограничного: до Большой Берестовицы на автобусе, а дальше до Поплавцев и обратно чаще всего пешком.

Получалось где-то 7 километров, иногда подбирала какая-нибудь машина или трактор, даже на подводе ездили, но в большинстве своем пешком, – уточняет педагог. – Но тогда я была молодая, увлеченная своим делом, и эти трудности совсем не пугали. Бывало, что до девяти вечера в школе задерживались: что-то шили, мастерили, готовились к конкурсам. Но было интересно, и мы работали практически на энтузиазме.

Возвращение в родную школу

В 1998 году директор Пограничной средней школы Александр Головач предложил ей перейти в родную школу завучем по воспитательной работе. Инне Леонтьевне не очень хотелось прощаться с Поплавской школой, но все-таки было значительно удобнее работать по месту жительства.

– Воспитательная работа была хорошо поставлена в школе еще предыдущим завучем – Светланой Ивановной Головач, – обращает внимание Инна Кергет. – Она создала Клуб деловых людей как альтернативу пионерской и комсомольской организации, и эта форма работы со старшими учащимися мне очень понравилась. Мы все мероприятия обсуждали с ребятами, выбирали те, которые были им интересны. Бывало, до 10 вечера вместе изготавливали декорации, шили костюмы. Родители даже жаловались, что детям некогда уроки делать. Но их из школы было не выгнать. Было очень много мероприятий, причем, дети проводили их сами. К нам на дискотеки даже из Большой Берестовицы приезжали. Был костяк ребят, которые отвечали за аппаратуру, за плей-лист – они его сами составляли и приносили мне на утверждение. Сами готовили конкурсные программы. Я, конечно, что-то корректировала, но их идеи чаще всего оставляла.

На должности заместителя директора по воспитательной работе педагог проработала четыре года, а потом решила уйти «на часы», но, как оказалось, ненадолго.

В 2006 году Пограничная средняя школа стала гимназией, появилась должность еще одного заместителя директора по учебной работе, и на эту должность назначили Инну Кергет. Здесь в полной мере проявились ее организаторские способности, глубокие знания в области педагогики и высокая ответственность. Инна Леонтьевна активно включилась в разработку и внедрение новых образовательных стандартов, соответствующих статусу гимназии. Занималась вопросами улучшения учебного процесса и повышения квалификации педагогического состава и качества образования.

Новый вызов

Неслучайно в 2010 году, после ухода на пенсию Александра Головача, именно ей доверили возглавить гимназию агрогородка Пограничный, и уже 15 лет она успешно руководит учреждением образования. Инна Леонтьевна зарекомендовала себя дальновидным руководителем, способным принимать взвешенные решения в условиях меняющихся образовательных требований и создавать благоприятную, мотивирующую атмосферу как для учеников, так и для педагогов.

Конечно, это был новый вызов, – признается женщина. – Ведь быть директором меня никто не учил, пришлось самой разбираться во всех нюансах, читать много различной литературы по психологии и управлению, заниматься самообразованием. Мне нравится преподавательская деятельность, поначалу я вела еще и уроки. Но вскоре поняла, что это идет в ущерб моим непосредственным обязанностям по руководству школой, так как я ничего не умею делать наполовину. Поэтому сейчас веду уроки только тогда, если нужно заменить кого-то из педагогов, но по-прежнему делаю это с большим удовольствием.

Инна Леонтьевна говорит, что стремится не только сохранить традиции, заложенные в школе десятилетиями, но и вывести образовательный процесс на новый уровень, адаптируя его к современным реалиям. Чтобы школа была не просто местом учебы, но и центром общественной жизни агрогородка.

Нагрузка у нее всегда большая, но самым напряженным и ответственным временем она называет лето – период подготовки в новому учебному году. В этом году лето у директора средней школы агрогородка Пограничный было особенно сложным, ведь проводилась серьезная модернизация учреждения образования, и ей нужно было постоянно держать руку на пульсе.

Надо добавить, что без малого тридцать лет Инна Кергет выполняет еще и общественную нагрузку, принимая участие в каждой электоральной кампании, – является председателем участковой избирательной комиссии на своем участке для голосования. Она подчеркивает, что это не просто огромная ответственность, а прямое участие в жизни нашего государства, в формировании его будущего.

В завершение она отмечает, что не жалеет о выборе профессионального пути, потому что нашла свое место в жизни.

– Не зря же говорят, что у педагогов классная работа, два новых года, и ты постоянно молод душой среди молодого поколения, — шутит Инна Леонтьевна. — А если серьезно, то самое ценное в нашей работе — это видеть, как ребенок, с которым ты занимался, раскрывается, находит свой путь. Это и есть та отдача, ради которой стоит жить и работать, несмотря на все трудности нашей профессии.

Ирина МИКЛАШ

Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *