День памяти, 2 ноября — это время сокровенных воспоминаний об ушедших родных, о родителях, чья жизнь стала примером беззаветной преданности семье и родной земле. В рассказах детей оживают истории о нелегком пути старшего поколения. Сила духа и стойкость людей, живших в послевоенное время, и сегодня служат нравственным ориентиром для потомков. Своих родителей вспоминает житель г. п. Б. Берестовица Николай Поросятников.

– Мой отец Василий Федотович – офицер, окончил военное училище еще до начала 1941 года, но на фронте не был. Он пограничник и службу в военное время проходил на Дальнем Востоке. Был командиром роты связи. По словам отца, служба не была спокойной. Был случай, когда как-то раз пропали у его два солдата. Посылали людей по маршруту в поиск, но найти солдат не смогли. На следующий день взяли лучших следопытов и опять приступили к поиску. Нашли тела солдат и окровавленную фуражку японского офицера рядом с разбитой вдребезги пограничной рацией. Оказалось, по какой-то причине военнослужащие немного ушли с маршрута и попали в засаду. Как радисту, окруженному японскими солдатами, удалось рацией проломить врагу голову, трудно и представить. Рации тогда были тяжелые, их носили за спиной. Таких событий и провокаций было немало на Дальнем Востоке в те годы.

В 1944 году вслед за фронтом в Гродно пришли пограничники. Первоначально Гродненский погранотряд располагался в деревне Одельск Гродненского района. Офицеры снимали квартиры (комнаты) у местных жителей. Время было неспокойное, еще отлавливали отступающих, догоняющих фронт, вооруженных немцев. Хватало и разных бандитов. Иногда очень большие банды рвались на запад через уже установленную границу. И попытка пограничного наряда остановить такую банду, вооруженную даже пулеметами, почти наверняка обрекала военнослужащих на смерть. Помощь с заставы могла просто не успеть. Есть в Большой Берестовице ул. Анохина, названная по фамилии пограничника, вступившего в бой с такой бандой у заставы Минчики и погибшего в бою.
В те времена отец познакомился с моей мамой Ниной Онуфриевной Станкевич, жительницей райцентра. Они поженились. В Берестовице родилась моя сестра Света. В Одельске – брат Толя. А я, самый младший, родился в Туркмении. Сюда на афганскую границу отправили служить моего отца. Застава Куртусу. Глушь невероятная. Я не помню ту заставу. Мы уехали оттуда, когда мне было чуть больше годика. Но мама всегда с печалью вспоминала пустыню, песок без травинки, воду с арыка и несусветную жару. С ужасом вспоминала Ашхабад, разрушенный тогда сильнейшим землетрясением, – поезд шел через этот город сразу после землетрясения, и зрелище было страшное даже для людей, видевших ужасы войны.

У мамы в Туркмении начали очень сильно отекать ноги. Врач сказал – нужно менять климат. Так семья вернулась в Берестовицу. Кстати, на заставе Куртусу снимали эпизоды известного фильма «Офицеры» в 1971 году. Помните, как басмачи украли жену офицера? Это там снимали. Фразу из этого фильма я использовал как название для статьи. Однажды к нам в Берестовице к отцу заехал офицер в форме. Вспоминали молодость. Гость особенно расспрашивал про Туркмению. Несколько раз повторял: вот тебе Вася «меньше взвода не дадут, дальше Кушки не пошлют». Я спрашивал отца, что это значит? А он отвечал: так в училище говорили. Да, от Куртусу до Кушки – самой южной точки СССР – было всего 60 км. В паспорте у меня место рождения Туркмения г. Керки, это центр того района, в котором расположена застава Куртусу.
Отец был награжден боевыми наградами, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За освобождение Варшавы», целым рядом юбилейных медалей.

Умер он в 1974 году в возрасте 61 год. Мама пережила отца на 19 лет. Умерла в 1993 году, уже не было Советского Союза. Помню, когда случилось землетрясение в армянском городе Спитаке, несмотря на то, что времена были трудные для нас, мама пожертвовала часть своей пенсии на помощь пострадавшим. Сказала мне: ты не представляешь, какой это ужас – землетрясение! И когда случилась Чернобыльская авария, тоже жертвовала деньги. Вот таким было наше старшее поколение, пережившее очень трудные времена.

***
История родителей Николая Поросятникова — это не просто личные воспоминания. Это судьба целого поколения, чья жизнь неразрывно связана с судьбой страны.
Путь Василия Федотовича — от офицера‑пограничника на Дальнем Востоке до службы на афганской границе — наглядно показывает, какой неоценимый вклад вносили обычные люди в обеспечение безопасности Родины. Его награды — не просто знаки отличия, а свидетельства каждодневного мужества, готовности рисковать собой ради мира в стране.
Не менее значим и жизненный путь Нины Онуфриевны — женщины, прошедшей через лишения, но сохранившей в сердце сострадание. Ее готовность помогать пострадавшим доказывает, что сила духа проявляется не только на полях сражений, но и в повседневных поступках, в способности сопереживать чужой беде.
Важно помнить прошлое — не абстрактные даты из учебника, а живые судьбы людей.
Николай ПОРОСЯТНИКОВ, г. п. Б. Берестовица
Фото из семейного архива автора


обратите внимание на коллективное фото заставы. Словно одна семья, на фотографии и самые маленькие дети. Просто многодетные родители сдвинулись с детьми влево. Рядом с начальником заставы, в гражданском, директор туркменского завода в г. Керки.