Услуги службы быта обеспечивают комфорт и удобство нашей повседневной жизни, поэтому их доступность очень важна, особенно для сельского населения. Сельчане также сталкиваются с необходимостью ремонта обуви и одежды, бытовой техники, им нужны услуги парикмахера, химчистки и многое другое. Именно поэтому в Беларуси разработаны социальные стандарты бытовых услуг, которые гарантируют, что везде, где бы человек не проживал – в большом городе или отдаленной деревне – он мог получить основные бытовые услуги. В нашем районе Берестовицкое унитарное коммунальное предприятие бытового обслуживания населения заботится о том, чтобы сельские жители не тратили время для поездок в райцентр для решения повседневных вопросов, организовывая свою работу так, чтобы полноценный спектр услуг был доступен и в сельских населенных пунктах.
Спектр – широкий
Как рассказал директор Александр Козловский, в районе сейчас функционирует 4 комплексно-приемных пункта Берестовицкого быткомбината: в Малой Берестовице, Олекшицах, Больших Эйсмонтах, Пограничном и передвижная служба быта, которая сейчас находится в Пархимовцах, но при наличии заявок может отправиться в любую точку района.

– Наиболее востребованы у берестовичан парикмахерские услуги, химчистка одежды, ковров, ремонт одежды и обуви, чистка пухоперовых изделий, услуги прачечной, газонокошение, – перечисляет Александр Михайлович. – Пользуется спросом прокат прицепа, который мы сдаем в Доме быта, востребованы услуги похоронного ритуала, ритуальные товары. Недавно мы добавили новую услугу по благоустройству кладбищ – проводим уборку захоронений, покос травы вокруг участков захоронения, и люди уже высказывают заинтересованность этой услугой.
За услугами и общением
Вместе с Александром Козловским мы отправляемся на комплексно-приемный пункт в агрогородок Олекшицы, чтобы воочию убедиться, что сельчане получают все необходимые бытовые услуги. В своем владении нас с улыбкой встречает приемщик заказов Анна Карпач, которая охотно рассказывает о работе КПП и его небольшом коллективе.

– Мы работаем здесь вдвоем с парикмахером Александрой Корытко, – говорит Анна Петровна. – Правда, парикмахер приезжает обычно по пятницам, кроме нашего КПП работает еще и в Малой Берестовице, поэтому мы ведем предварительную запись на стрижки, чтобы не собиралась очередь, ведь эта услуга у людей очень востребована. Александру Васильевну люди хвалят, клиентов у нее много, она очень старается, стрижки аккуратные и прически красивые делает.
Сама Анна Карпач в Берестовицком быткомбинате работает 28 лет, причем, 15 – уже будучи на пенсии.
– Когда ни заедешь, у Анны Петровны всегда есть покупатели, – обращает внимание Александр Козловский. – Она у нас генератор идей и предложений: то это ей нужно заказать, то другое привезти, все пожелания своих земляков старается выполнить. Люди ее ценят, уважают, она хотела уже уходить на заслуженный отдых, но люди мне звонили, просили не отпускать.

– Я тоже люблю свою работу, мне нравится обслуживать людей, дома бы только прислушивалась к болячкам, а на работе я отвлекаюсь, столько у меня энергии появляется, чтобы людям помочь проблемы их решить, – улыбается Анна Карпач. – На КПП ведь люди, особенно пожилые, приходят не только за товарами и услугами, но и поговорить, рассказать о своих радостях и проблемах. Всех выслушаю, потому что понимаю, что для многих – это порой единственная возможность выговориться, попросить совета.

В интересах клиентов
Анна Петровна рассказывает, что на комплексно-приемный пункт в Олекшицы клиенты часто обращаются с вопросами ремонта одежды: заменить молнию, укоротить брюки или перешить блузку – все эти заказы она оперативно передает в швейный цех Дома быта. Кстати, и готовая продукция швейного цеха хорошо здесь расходится: люди охотно покупают постельное белье, подушки, одеяла, пледы, халаты, фартуки, куртки, камуфляжные брюки, а параллельно и сопутствующие промышленные товары, которые тоже продаются на КПП. Она отмечает, что, как это ни прискорбно, но часто основную выручку дают ритуальные товары.


– И по выходным приходится открывать КПП, и в 6 утра, и в 12 часов ночи – к сожалению, печальные события случаются часто, и людям нужны ритуальные товары, поэтому они звонят мне, я всегда на телефоне, – говорит Анна Петровна. – Не так давно четыре раза в субботу КПП открывала – люди приходили за венками.
За многолетний добросовестный труд Анна Карпач недавно была награждена грамотой Берестовицкого районного исполнительного комитета, у нее немало и других наград различного уровня.

– Мне практически каждый год грамоту вручают, могла бы ими уже всю стенку завесить, но не хочу привлекать лишнее внимание, – шутит женщина.
Александр Козловский характеризует ее как очень старательного и ответственного работника, заинтересованного в том, чтобы удовлетворить все пожелания своих клиентов. Анна Петровна с мужем даже сама за товаром и заказами заезжает, если бывает в райцентре, чтобы не ждать доставки. А если какую-то услугу комплексно-приемный пункт не оказывает, обязательно подскажет, где ее можно получить.
– Недавно зашел мужчина, хотел заказать памятник, а мы их не делаем, поэтому я ему показала вырезки из районной газеты, которые специально собираю, чтобы мог позвонить тем, кто занимается их изготовлением, хоть так помогла, – говорит Анна Карпач. – Мы рады каждому, кто приходит воспользоваться нашими услугами, и делаем все, чтобы они их получили быстро и качественно.
Будет чистым
В Олекшицах находится и прачечная Берестовицкого Дома быта, которая обслуживает не только наш, но и Свислочский район.
– Здесь стирается белье, поступающее из всех пограничных застав наших двух районов, школ и детских садов, центральной районной больницы, детского оздоровительного лагеря «Берестовицкий», – уточняет Александр Козловский. – В месяц в прачечной могут стирать до 5 тонн белья, раньше у нас в среднем 2-3 тонны в месяц выходило, а когда заключили договор с гостиничным комплексом «Жарковщина», расположенном в Национальном парке «Беловежская пуща», объемы заметно увеличились.

Александр Михайлович проводит небольшую экскурсию по прачечной: показывает, что грязное белье поступает через отдельный вход, взвешивается, обрабатывается ультрафиолетовой лампой, затем загружается в стиральные машины, их, кстати, здесь четыре, потом отправляется в стирально-гладильный участок, и, если надо, досушивается в специальной машине.

Оператор стиральных машин Жанна Эйсмонт демонстрирует, как пресс для глажки ловко отутюживает постиранную простыню, как работает гладильный каток.
– Стираем килограммами, а гладим поштучно, – обращает внимание Жанна Федоровна.

К слову, машине Берестовицкого быткомбината приходится преодолевать большие расстояния – до 350 км, чтобы собрать заказы из разных точек, но именно благодаря такой мобильности и собирается необходимая партия.


Дом быта на колесах
Чтобы приблизить услугу потребителю, Берестовицкое унитарное коммунальное предприятие бытового обслуживания запустило мобильную службу быта – автофургон «Купава», в котором размещается парикмахерское место и торговый отдел. Правда, парикмахера здесь пока нет, молодого специалиста ждут к 1 августа.

Сейчас передвижная служба быта по большей части находится в агрогородке Пархимовцы, но при поступлении заявок из других населенных пунктов может отправится и туда.
У приемщика заказов Елены Курило можно не только оставить заявку на получения каких-либо услуг от предприятия, но и приобрести продукцию быткомбината, а также сопутствующие промышленные товары: бытовую химию, семена и средства защиты растений, многое другое.

– Это очень удобно: бывает, порошок стиральный закончился или простыня понадобилась – здесь все можно купить, чтобы не ехать в магазин, – отмечает Валентина Белоусова, жительница аг. Большие Эйсмонты. – Считаю, что мобильный пункт оказания бытовых услуг – сервис важный и нужный в таких небольших населенных пунктах.

Бытовое обслуживание тесно связано с повседневными заботами граждан, а поэтому не должно уйти в прошлое. И хотя сейчас эта отрасль далеко не доходная, но бытовики района все равно стараются максимально приблизить услуги к потребителям и их реальным потребностям.
Ирина МИКЛАШ
Фото автора

