
Жительница Большой Берестовицы Тамара Козлова с трепетом хранит память о своих родителях – Владимире Трофимовиче и Марии Михайловне. Для нее это не просто воспоминания о близких людях, а летопись подвига, стойкости и безграничной любви, рожденной в самом пекле войны.
Издевательства в плену
До судьбоносной встречи в Берлине накануне Победы, Мария и Владимир Козловы прошли через ад плена, лишений и тягот, чтобы найти друг друга и построить семью, став для родных олицетворением героизма и человечности. В год юбилея Великой Победы их дочь Тамара Владимировна считает своим долгом рассказать о невероятной истории своих родителей, о том, как они выстояли и достойно прожили жизнь, несмотря на все выпавшие им испытания.
Владимир Трофимович Козлов родился в Керчи, городе у самого моря. Его юность прошла в труде и романтике – до призыва в армию он бороздил морские просторы на судах местного рыболовецкого хозяйства, активно посещал творческие кружки Керченского металлургического завода. Эта работа, вероятно, закалила его характер, привила смелость и умение быстро принимать решения в сложных ситуациях.
В 20 лет, в 1939 году, был призван на срочную службу в армию. Служба в Латвии в преддверии войны стала предвестником грядущих испытаний. В 1941 году Владимир и его сослуживцы оказались в эпицентре военных действий, попав в окружение.
– Выходили из окружения группами, прятались, но однажды, изможденные и уставшие, уснули в картофельной яме возле одного литовского хутора, и местный житель выдал их, – начинает повествование Тамара Владимировна.
Судьба распорядилась так, что Владимир оказался в лагере для военнопленных под Сувалками. Там, в условиях нечеловеческой жестокости, он столкнулся с реалиями фашистского плена. Ненависть нацистов распространялась на всех, кто не соответствовал их расовым идеалам. Владимир, смуглый и кудрявый, был принят за еврея, а евреев, как и цыган, и коммунистов, ждала смерть. Однако, благодаря вмешательству раввина, который подтвердил, что парень не еврей, ему удалось избежать неминуемой гибели. Этот поступок, совершенный в условиях тотального страха, свидетельствует о гуманизме и человечности, которые не смогли сломить даже самые жестокие обстоятельства.
Тамара Владимировна вспоминает рассказы отца о тех страшных днях.
– Немцы издевались над пленными, кормили хлебом с опилками, привязывали за руки к палке и тянули по земле между двумя шеренгами солдат, а те забивали человека палками до смерти. Мысли о побеге, о риске быть убитым током на колючей проволоке боролись с надеждой на спасение. В бараке, где содержались пленные, папа не был одинок. Вместе с ним находились верные товарищи – Ваня-сибиряк, Толик-ленинградец и еще двое. Друзья называли отца Володька-Одесса. Все они, полные отваги, сразу же начали вынашивать планы побега.
Действовать более решительно пришлось после того, как их заподозрили в саботаже ремонтных работ военной техники, которым они занимались в лагере. Парни то здесь, то там не докручивали гайки, и часто машины не доезжали до фронта.
Тамара Владимировна подчеркивает, что их успех в этом безумном предприятии – бегстве из лагеря под охраной – можно объяснить разве только помощью высших сил. Друзья втихаря выносили из мастерской пилочки, кусачки, обнаружили место в ограждении, где не шел ток. Им, преследуемым собаками, чудом удалось сбежать. Скитались по лесам, и здесь пригодились навыки Владимира в ориентировании по звездам, которые он приобрел во время морских прогулок.
Путь до Берлина
После побега Владимир и его друзья, преодолев множество опасностей и скитаний, оказались в Липичанской пуще. Именно там, в суровых условиях белорусской природы, Владимир Козлов стал партизаном.

Тамара Владимировна бережно хранит документы, относящиеся к партизанской деятельности отца. Из характеристик следует, что с мая 1942 по середину июля 1944 года Владимир Козлов был командиром отделения в бригаде имени Ворошилова партизанского отряда имени Калинина.
Его боевые заслуги впечатляют: он участвовал в 11 открытых боях, руководил подрывом 4 вражеских эшелонов, уничтожил 4 паровоза, 20 вагонов и 2 автомобиля, а также ликвидировал 40 солдат и офицеров противника. За проявленную отвагу и героизм Владимир был награжден медалью «За боевые заслуги».


После соединения с Красной армией боевой путь Владимира пролег через Польшу. Он был смелым и отважным бойцом, о чем свидетельствуют две благодарности от Верховного Главнокомандующего за освобождение городов Белосток и Остроленка. Владимир дошел до Берлина, участвовал в его взятии и был награжден орденом Красной Звезды за мужество и отвагу.


Из мирной жизни – в неволю
Жизнь Марии Михайловны до войны была далека от трагических событий, которые ей предстояло пережить. Она родилась в Симбирске, куда ее семья в поисках лучшей жизни перебралась из Волковысского района. Мария была четвертым ребенком.
– Лучшей жизни не случилось, – продолжает свой рассказ Тамара Владимировна. – Семья голодала, а деду даже пришлось побывать на фронте – отстаивать завоевания Октября. Поэтому было принято вернуться в Беларусь. Дедушка устроился конюхом у графа Коссаковского. А мама совсем юной девочкой подрабатывала няней у местного доктора. Были планы продолжать учиться, жизнь текла размеренно, пока война не ворвалась в их мир.
В 1939 году Мария начала работать санитаркой в больнице в Белом Дворке. Однажды, возвращаясь с ночной смены с подругами, они увидели в небе немецкий самолет. Пилот пролетел над девушками низко-низко и, пугая, пустил пулеметную очередь. Это был первый звонок, предвещавший ужасы войны.
Марию привлекли к принудительным работам еще в начале войны – сначала девушка батрачила на семью коменданта Берестовицы.
– Жена коменданта была довольно жестокой, – говорит Тамара Козлова, – за каждую провинность била работников резиной. Парни-евреи из гетто, работавшие у нее, были вечно голодные, и мама тайком подкармливала их скисшим сыром, предназначенным на корм птице. Позже мама оказалась в рабстве в Германии. Ей пришлось копать окопы буквально под прицелом, молотить зерно на току. И все время быть в постоянном страхе смерти. Ведь ослабленных и тех, кто медленно работал, немцы могли расстрелять в любой момент.
Мария работала также по хозяйству в имении немки. Весной 1945 года, когда советские войска уже наступали, население в панике бежало, пытаясь на плотах переправиться через Балтийское море. Люди были живым щитом и под бомбежкой гибли. Мария Михайловна до конца жизни вспоминала этот страшный эпизод. Она не умела плавать и, осознавая свою неизбежную смерть, приняла смелое решение – бежать. Ей и еще нескольким пленным удалось это сделать.
Пробирались к своим под обстрелом. На всю жизнь в памяти девушки сохранилась ужасающая картина: роща, усеянная трупами советских и немецких солдат…
Судьбоносная встреча
Вскоре Мария и ее спутники наткнулись на советских солдат. Это была настоящая радость и – свобода!

– Мама осталась в воинской части, работала поваром и там встретила папу. Часть располагалась в огромном имении в нескольких километрах от Берлина. Их судьбоносная встреча произошла именно здесь в преддверии Победы. Мама не раз рассказывала, как однажды вышла во двор, чтобы нарезать в огороде зелени, и остолбенела: бойцы кричали «ура», обнимались, бросали вверх пилотки, некоторые стреляли вверх.
– Победа!!! – бежал ей навстречу и кричал что есть сил папа. – Маша, Победа!!!
Вскоре Мария и Владимир поженились. В 1946 году у них родилась дочь Тамара. После войны Владимир Козлов дослуживал срочную службу на окраине Берлина. Он был водителем, вывозил архивные документы в Потсдам.
«Расскажи, Тамара, нашу историю…»
Жизнь после войны для Марии и Владимира Козловых была полна трудностей, но и безграничной радости. Они вернулись на Родину, трудились, воспитывали троих детей, строили новый мир. Владимир Трофимович был шофером в райисполкоме и на маслосырзаводе. Мария Михайловна – санитаркой в инфекционном отделении и в приемном покое. Они всегда помнили о пережитом, хранили память о погибших товарищах и гордились своей причастностью к Великой Победе. Несмотря на все испытания, они сохранили веру в жизнь и в людей.


Рассказ Тамары Владимировны – это не просто пересказ биографий родителей. Это глубокое погружение в историю, насыщенное деталями, фактами и эмоциями. Она помнит даже мельчайшие подробности, которые дополняют общую картину, делая ее более полной и реалистичной.
– Отец мне часто говорил: «Расскажи, Тамара, нашу историю, историю нашего поколения, пережившего трагедию войны. Память об этом периоде и о подвиге народа надо сохранять», – отмечает женщина.
Поэтому повествование Тамары Владимировны – это не только дань памяти родителям, но и ее важный вклад в сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Светлана ГОНЧАРОВА
Фото автора и из семейного архива Тамары Козловой



