
Белорусская писанка — это не просто крашеные пасхальные яйца, а целое искусство со своими правилами и традициями, которое своими корнями уходит в глубокую древность. Лишь в некоторых уголках нашей страны можно вживую понаблюдать за этим процессом и узнать обо всех секретах мастерства народных умельцев на мастер-классах. В преддверии одного из самых значимых христианских праздников — Пасхи — корреспонденты БЕЛТА посетили Музей белорусского народного искусства в Раубичах, где с помощью самых ярких красок и натурального воска создаются самые сильные обереги. Рассказываем, почему такие пасхальные яйца покупать нельзя и причем тут жертвоприношение.
Писать — час, хранить — вечно
В музее мастер-класс по писанкам проводится уже почти 20 лет — с 2007 года. На один из них мы попали к научному сотруднику Музея белорусского народного искусства Татьяне Андриевич и изучили все тонкости этой филигранной работы. «Наша сотрудница, которая проводила мастер-класс, обучилась гуцульской писанке еще 40 лет назад, поехав в Украину. Там она приобрела навыки росписи яиц, а я адаптировала все это для нашего музея. Так мы и начали проводить мастер-классы по писанке у нас в музее», — пояснила она.
В нашей стране роспись проводится особым инструментом под названием «писачок». Профессиональный можно купить, но в музее пошли дальше и сделали свои собственные. Подогревая инструмент огнем со свечи, Татьяна Евгеньевна рассказывает, что писачки бывают разных диаметров — в ее арсенале есть на 3, 4 и 5 мм. В них есть специальное углубление, которым можно зачерпнуть воск. Его нельзя перегревать, потому что он начнет бесконтрольно капать. Как только он перестает течь, значит, воск в инструменте остыл. Именно в этот момент мастер начинает рисовать на яйце геометрические узоры. Татьяна Андриевич поясняет, что сейчас выполняет писанку под названием «сорок сороков» — самую распространенную весной, которую пишут в ожидании птиц. «Яйцо расписывают на много мелких треугольников, которых в итоге получается 48 штук. Их заполняют косыми линиями. По этим линиям ведутся изгибы, можно рисовать сюжетные композиции, цветы, животных», — отметила она.
Сам процесс занимает достаточно много времени — больше часа. И начинается он с подготовки материала. Важно помнить, что это работа с сырым яйцом и нужно правильно его выбрать. «Обязательно нужно брать яйцо с толстой скорлупой. Для этого нужно выбрать белое яйцо диетическое или столовое 1-й или 2-й категории. Есть много нюансов: оно не должно быть с наплывами, просветами, то есть с пузырями воздуха, и скорлупа должна быть плотная. Это залог того, что яйцо будет долго храниться и не испортится через несколько месяцев», — рассказывает Татьяна.
Почему же именно сырое яйцо? Традиционно писанки писались не к христианской Пасхе, а как символ возрождения природы и были связаны с христианским Новым годом, который праздновался на день весеннего равноденствия 20 марта. Первые писанки как раз были призваны пробуждать природу, ждать прилета птиц. Но это еще не все. Расписывали яйца еще и для пожелания здоровья, благополучия, удачи, счастья. Как говорится, «дабрабыта». «Дарились они не обязательно к Пасхе, а тогда, когда нужно было», — подчеркнула Татьяна Андриевич.
Кстати, для писанок можно использовать не только куриные яйца, но и гусиные, цесариные и даже страусиные. Храниться яйцо может годами, а если взорвется, то так суждено. Предвосхищая вопрос: нет, оно не пахнет. Обычно оно засыхает и становится «пустым» за три года. «У нас в музее есть самые первые писанки, которые хранятся еще с 2007 года. А есть коллекция в музее, которой больше 70 лет и даже старше, некоторым может быть 90 лет. Они, конечно, не в идеальном состоянии, потому что долго путешествовали, но сам процесс росписи и хранения писанки никак на нее не влияет. Она сама по себе может лопнуть независимо ни от чего», — обратила внимание она.
А вообще, писанки хранят, пока не исполнится загаданное желание.
Какие узоры и цвета выбрать
Само искусство предполагает собой создание узоров, которые обозначают определенные символы. «Они связаны с силами, в основном солярными знаками. Солнце — это самый сильный солярный знак. Также это луна, звезды. Писанки с этими знаками — самые весенние, можно сказать, дарующие благо, счастье и здоровье. Солнечными знаками считаются также некоторые животные, в том числе петух, птицы разнообразные, лошади и олени», — объясняет мастерица, выбирая узор для будущей писанки.
Символ жизни — красный цвет, а вот привычный солнечный желтый цвет совсем с ним не связан. Он относится к пшеничному цвету зерна. «На писанках, которые связаны с урожаем, и с пожеланием, чтобы все на поле хорошо росло, рисуют сетку. Можно еще встретить узоры дождя, грома, молнии — это тоже хорошие знаки, связанные с урожайностью. Часто на писанках изображают рыб, это к здоровью», — рассказала Татьяна Андриевич. Растения занимают в славянском язычестве также не последнее место, поэтому на яйцах писали и всевозможные деревья и кусты. Самый сильный и большой знак из растений — это мировое древо. Рисуется большое дерево, вазон или куст, чтобы в семье все было хорошо, ну и, конечно же, это тоже связано с пробуждением природы.
Роспись наносится на очищенное и обязательно обезжиренное яйцо. Для того, чтобы окрасить яйца, мастерица разводит теплую воду с уксусом и добавляет туда краситель, поясняя, что краситель может быть любым, потому что эти яйца не будут использовать в пищу. Держать их надо пару минут — чем дольше и теплее вода, тем интенсивнее и ярче будет писанка.
«Сейчас для писанок используются пищевые красители, но раньше использовались именно природные — кора дуба и ольхи для черного цвета, луковая шелуха — от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Раствор настаивался две недели. Использовали воду, туда насыпали ингредиенты, заливали, настаивали и обязательно нужно было в эту воду положить что-то ржавое, то есть окислить воду. После этого получался краситель интересного цвета», — добавила сотрудница музея.
Специальным инструментом тычком (палочка, в которую вбит гвоздик) капелька воска наносилась на поверхность яйца и за ней тянулся хвостик. Из таких хвостиков и капелек создавались растительные геометрические узоры. Таких писанок в Беларуси писали много. Но одно единственное место, где сохранилась такая традиция, — городской поселок Сопоцкин в Гродненской области, куда можно приехать и посмотреть живую традицию написания в тычковой технике. Если использовать более яркие красители и другую технику нанесения ровных линий для создания сложных узоров, то это ближе к украинской писанке — гуцульской, львовской, ивано-франковской.
Сама традиция росписи имеет глубокие корни, но если вернуться ближе к нашему времени, то есть уже в христианство, сюжеты появились разные. Можно нарисовать чисто христианские — две буквы ХВ (Христос воскрес), церковь, храм, крест. Все это тоже представляет собой пожелания хороших, положительных эмоций. Самих символов на писанках можно изобразить целую тучу, есть даже исключительно женские и мужские знаки. Единственное, что на писанках не изображают — людей. «Можно написать хоть целую коллекцию знаков, но писанка работает даже от одного символа. Главное — вложить добрые чувства, пожелания», — заметила Татьяна Андриевич. Главное помнить, что краситель наносится на яйцо постепенно: от светлого к темному. В результате получается яркое цветное яйцо.
Неспешно выводя геометрические узоры, умелица добавляет, что сама техника достаточно сложная и с первого раза понять ее можно только в процессе нанесения воска и красителей. Конечный результат можно будет увидеть только в самом конце, когда с яйца будет снят воск и проявятся все красители.
Красный, желтый и черный — это традиционные цвета, но сейчас используют не только их. Мастерица предупредила: наслаиваясь, цвета приобретают другие оттенки или вообще превращаются в другие цвета. «Можно и зеленый использовать, и фиолетовый. Важно помнить о главном правиле — от светлого к темному. Нельзя получить писанку, опустив ее сразу в черный, а потом уже светлые цвета добавлять. Это надо делать постепенно и продуманно, — акцентировала она внимание. — Были случаи, когда дети не знали, что нарисовать. Мы вместе придумывали. И даже конструктор какой-то рисовали, и динозавра, и хамелеона. Разные сюжеты».
К слову о детях. Возрастных ограничений для занятий писанкой как таковых нет, но все зависит от человека. В основном такие уроки предлагаются детям от 10 до 12 лет и взрослым. Ребята могут быть и младше, если они усидчивые и чувствуют хрупкость яйца в руках. При этом родителям важно помнить, что это все-таки работа с горячим воском, с огнем от свечи и металлическим инструментом с острым наконечником, который нагревается.
Причем же тут жертвоприношение?
Писанка — это очень сильный оберег, который может подарить то, что на нем записано, уверена Татьяна Андриевич. Когда пишут яйца, то желание продумывают и говорят его вслух либо напевают. Делают в музее не только расписные яйца, но и соломенных пауков, а также куклы-обереги. «Это одни из оберегов, которые делаются за один раз. То есть в течение часа нельзя отворачиваться, нельзя отходить, нельзя прерываться и на следующий день тоже оставлять нельзя. Это очень сакральный процесс», — пояснила сотрудница музея.
Если его связывать с христианством, то писанки пишут в Чистый четверг, накануне Пасхи. Девушки, женщины, бабушки собирают новые, чистые инструменты, льняные тряпочки, чистый свежесобранный воск и само яйцо. «Понятно, что у нас яйца куплены в магазине. Но самая сильная писанка получается, если взять яйцо из курятника, где обязательно есть петушок. Такое маленькое жертвоприношение — залог того, что задуманное свершится и человек приобретет то, что вы ему пожелали. Это не совсем христианская традиция, она пришла к нам из глубины веков и корни у нее языческие, поэтому вот такой есть нюанс», — объяснила Татьяна Андриевич.
Долгое время христианство не принимало цветные писанки, даже просто красные, и в храме их не освящали. Только ближе к XIX веку эту традицию разрешили — именно освящать и использовать как часть христианского обряда. Поэтому писанка как вид народного искусства появилась именно тогда, а до этого она была частью ритуала, связанного с побуждением природы. Кстати, их писали не только весной, но и в течение всего года.
Как можно попробовать себя в этом искусстве
Сама традиция росписи яиц только сейчас получила широкое распространение, поэтому в музей приходят только те, кто знает и интересуется этим ремеслом. «Они к нам приходят либо несколько лет подряд, потом перерыв делают и возвращаются. Чтобы не покупать инструмент, красители, все это дома не разводить, приходят к нам и у нас это все проводят», — рассказала Татьяна Андриевич.
Мастер-классы очень камерные, и мастерица не берет больше восьми человек в группу. «Надо, чтобы никто тебе не мешал, не толкал, чтобы все ровно получилось, потому что инструмент очень специфический, и там любое движение может нарушить ровные линии, может воск капнуть. И сам процесс долгий, поэтому еще раз собраться силами будет сложно», — рассказала она. Такие мероприятия проходят по записи — в Instagram или на сайте музей.
Татьяна Андриевич провела нам мастер-класс в экспресс-формате, поэтому буквально через полчаса перед нами появилось пестрое расписное пасхальное яйцо с символом солнышка. Это та самая сакральная писанка, которую можно только подарить. В заключение мастер добавила: обереги ни в коем случае покупать или продавать нельзя. А вот что можно, так это подарить его самым близким с самыми лучшими пожеланиями.

