На нашей земле есть много мест, покрытых глубоким занавесом тайны. И, кстати, далеко не всегда это сокрыто намеренно, гораздо чаще получается, что мы сами растеряли и забыли свое наследие. С течением времени уходят участники и очевидцы различных событий, разрушаются здания и памятники, теряется связующая нить истории. Так произошло и с захоронением Михаила Павловича фон Витторфа, склеп которого находится на кладбище рядом с церковью в деревне Грицевичи. Сейчас уже никто из местных жителей не может толком сказать, что это был за человек, почему он здесь покоится и чем заслужил право быть похороненным рядом с церковью. Его склеп привлекал внимание не только людей, интересующихся историей, но и мародеров. Но выяснить подробности его биографии до сих пор не удавалось. И вот совсем недавно на берестовицкую землю приехал праправнук Михаила Витторфа Дмитрий Витторф, чтобы поклониться могиле своего предка и пролить свет на его историю жизни.
Дмитрий живет в Санкт-Петербурге, он представитель восьмого поколения дворянского рода фон Витторфов. Уже более 8 лет Дмитрий изучает свою генеалогическую линию и может много чего интересного рассказать о своих предках. К примеру, о том, что род Витторфов берет свое начало в Северной Германии, в местечке Витторф, которое находится между Гамбургом и Ганновером. С помощью одной немецкой знакомой Дмитрию удалось найти архивные документы, рассказывающие о немецкой жизни фон Витторфов в XII – XVII веках. Затем история рода сместилась в Прибалтику, а с XVIII века, когда после Северной войны 1710 года балтийские страны стали зависимы от России, сведения об этом немецком роде стали появляться в российских архивах. Со временем фон Витторфы «обрусились», стали служить в российской армии, брали в жены русских женщин, приняли православие. А один из представителей рода Витторфов даже осел на берестовицкой земле.
Дмитрий Витторф нашел информацию о своем прапрадеде в Российском государственном историческом архиве, но о том, что сохранилось его захоронение, он не знал. А потом случайно наткнулся в соцсетях на фотографию склепа Михаила Павловича фон Витторфа, которую разместила у себя на страничке уроженка нашего района, ныне проживающая в Петербурге, Любовь Яковенко. Связавшись с Любовью Павловной и соотнеся все факты, Дмитрий понял, что это действительно склеп его прапрадеда, и решил приехать в Беларусь, предварительно с помощью Любови Павловны установив контакт с отцом Сергием Шелестом из агрогородка Пограничный.
И вот в начале мая вместе со своей женой Беллой, проделав путь в более чем тысячу километров, Дмитрий Витторф возложил цветы на могилу своего прапрадеда. Отец Сергий вместе с певчей Верой Хараменда, кстати, родной сестрой Любови Яковенко, отслужил здесь заупокойную литию, показал гостям церковь и место в Клепачах, где раньше размещалась усадьба Витторфа.
Ну а Дмитрий, в свою очередь, поделился информацией, которую он нашел о своем дворянском роде, показал найденные фото и сохранившиеся почтовые открытки.
— Как часто бывает, интересные истории начинаются с самых обычных событий, — рассказывает о начале своих поисков Дмитрий. – Вот так и для меня эта история началась с решения моих родителей заменить треснувшую рамку на одной из старых акварелей. Акварель эта принадлежала моему деду, на тот момент уже давно умершему. Когда картину разобрали, оттуда выпала фотография старинной усадьбы.
После этого я и занялся изучением адресов на открытках из домашнего архива. Основная их часть адресовалась в некое имение Клепачи, там же был указан вокзал Берестовица. Я нашел деревню Клепачи в Берестовицком районе, но меня смущал факт отсутствия в Берестовице железнодорожного вокзала. Только когда я сам приехал в эти места, я узнал, что станцией Берестовица называли нынешний поселок Пограничный.
В архиве землевладельцев Гродненской губернии за Витторфами числилось имение Клепачи, но как убедиться, что это именно то место? Таких названий на картах встречается несколько. Пока я разыскивал прочую информацию про эти места и сопоставлял данные, я наткнулся на сообщение бывшей жительницы вашего района, живущей сейчас в Санкт-Петербурге. Любовь Павловна разместила в соцсетях сообщение о старом, но сохранившемся захоронении некоего Михаила Павловича фон Витторфа у церкви по соседству с Клепачами. И вот тогда все встало на свои места. Я связался с Любовью Павловной, уточнил детали и выяснил, что все правильно и ошибки быть не может. Михаил Павлович — это мой прапрадед, захоронение которого я даже и не думал разыскать в силу давности лет и не имея представления, где искать вообще.
Как рассказал Дмитрий, Михаил Павлович родился в 1834 году в Московской губернии и был третьим сыном в семье отставного военного Павла Владимировича фон Витторфа. В 1852 году он окончил Московский кадетский корпус и выпустился в звании прапорщика в лейб-гвардии Литовский полк. Он был участником Крымской войны, получал награды и рос в военных чинах до 1858 года, а потом перешел на гражданскую службу. В 1866 году Михаил Павлович принял назначение на должность начальника хозяйственного отделения Гродненского управления государственным имуществом. В 1867 году, в награду за службу, получил с рассрочкой платежа на 20 лет земельный участок “Клепачи” размером 300 десятин с семью хозяйственными постройками.
С 1872 года статский советник Михаил Павлович фон Витторф — мировой судья Волковысского округа Гродненской губернии.
— У Михаила Павловича было 8 детей, — продолжает Дмитрий. — Самым младшим в семье был Владимир, мой прадед, он родился в 1876 году. Владимир Михайлович окончил Вторую Виленскую гимназию, затем получил медицинское образование и в 1901 году вернулся в родные места. Он работал здесь врачом и занимался управлением имуществом до 1914 года.
В начале Первой мировой войны, как врач, он был мобилизован в действующую армию, а его жена и сын Михаил, мой дед, родившийся в Клепачах в 1902 году, перебрались в Петербург, поближе к старшим братьям Владимира Михайловича. С этого момента и начался упадок имения, по которому прокатились две войны, раздел территорий и коллективизация.
В общей сложности, в Клепачах жили три поколения Витторфов, последние уехали отсюда где-то в 30-х годах минувшего века.
Михаил Павлович умер в 1894 году и похоронен на кладбище возле церкви Воздвижения Креста Господня в Грицевичах.
Местные люди говорят, что именно Михаил Витторф построил на своей земле в Грицевичах церковь, поэтому его и похоронили у ее стен. Правда, в то время она была деревянная и в таком виде пережила две войны и оккупацию, затем некоторое время использовалась под склад.
В 90-е годы, когда храмы стали возвращаться верующим, церковь передали прихожанам для восстановления. Правда, деревянную церковь восстанавливать не стали, ее разобрали и построили на сохранившемся фундаменте кирпичную, сохранив при этом предыдущую форму храма.
– В нынешнем храме сохранились две иконы, которые были в старой церкви: икона Христа Спасителя и икона Божьей Матери, — рассказывает отец Сергий. – Когда мы их вскрывали, обнаружили там надпись, что они изготовлены за царские средства в благодарность Богу за чудесное спасение Государя Александра III с семьей в катастрофе поезда около Харькова в 1888 году. В то время такие иконы жертвовались во многие храмы, и мы все думали, как они могли попасть в нашу церковь. А теперь можно предположить, что это связано именно с Михаилом Витторфом. Видимо, он получил эти иконы от царя и привез сюда, ведь он общался в высоких кругах и был послан сюда царской властью.
Дмитрий Витторф высказал благодарность, что на Берестовитчине сохранили захоронение его предка, ухаживали за ним. Он подчеркнул, что посещение Клепачей стало очередным и важным этапом в восстановлении информации о семье Витторфов, поблагодарил отца Сергия и всех, кто помог организовать его приезд в Беларусь.
Ирина МИКЛАШ, фото автора и из архива Дмитрия Витторфа
Если кого-то заинтересуют мать и бабушка Михаила фон Витторфа — см. на ВГД тему «Адамсы (немецкие)»