Великий пост: путь ко спасению души

Лента новостей

Отец Сергий САВЕНОК, иерей, священник храма Святителя Николая Чудотворца г.п.Берестовица:

— В эти святые дни Великого поста, каждый добрый христианин считает для себя непременным долгом принести Богу покаяние. Мы, поврежденные грехом, врачуемся покаянием, слезами и молитвой, но покаяние без поста недействительно. «Будем поститься, – призывает нас святитель Василий Великий, – чтобы снова войти в рай, спастись».
Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов Православной Церкви.
Вспомним о том, что еще в раю Бог заповедал первым людям не вкушать от древа познания добра и зла. Вот эта заповедь и есть узаконение поста и воздержания. Через невоздержание первых людей произошла смерть человека, тогда плоть возобладала над духом, и человек был изгнан и рая.
Еще в Ветхом Завете Господь повелел сынам Израильским каждый год давать десятину (т.е. десятую часть) из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная это, святые Апостолы установили и для пользы христианина десятую часть года посвящать Богу, т.е. время Великого поста (Святую Четыредесятницу), чтобы и христиане благословлены были во всех делах своих, ежегодно очищая себя от грехов своих. Таким образом, Великий пост есть Богом определенная десятина каждого года, которую мы, отказываясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем на служение Богу – на спасение своей души.
Великий пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, который Он совершил, готовясь к предназначенному Ему Отцом Небесным служению. Сам Господь наш Иисус Христос постился и заповедал нам – христианам следовать Его примеру. Своим сорокадневным строгим воздержанием Господь укрепил воспринятую Им за нас плоть, принял на Себя искушения дьявола и тем самым освятил пост Своим примером и нас поставляет постом и молитвой приучать себя к подвигам и побеждать искушения.
«Пост, – учит святитель Василий Великий, – охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца». Но весьма необходимо телесное воздержание соединить с воздержанием духовным. Воздержанием нужно искоренить все страсти: гордость, гнев, раздражительность, зависть и другие грехи. Только истинный духовный пост является началом покаяния и сильным средством в борьбе с грехом. «Кто ненавидит брата своего, тот перед Богом то же, что предающийся объядению. Кто постится и гневается, и таит в сердце своем вражду, тот ненавидит Бога и спасение далеко от него», – учит святой Ефрем Сирин.
Древние христиане соблюдали пост святой Четыредесятницы с особой строгостью. Правилом 56-м Шестого Вселенского Собора запрещалось вкушать мясо, молоко, сыр, яйца. Особо строгий пост хранили в первую и Страстную седмицы. В субботу и воскресение разрешается растительное масло и вино. Вкушать рыбу разрешается только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим. Эти предписания являются идеалом телесного воздержания, но если по своей болезни или немощи христианин не может понести столь тяжкий труд, то для послабления поста необходимо испросить благословения у приходского священнослужителя.
Воспримем же мы, дорогие братья и сестры, всей душой и сердцем мудрые и спасительные наставления о посте святых отцов и Церкви, чтобы сподобиться достойной встречи в день Святой Пасхи Воскресшего Господа



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *