Учитель хоровых дисциплин Берестовицкой детской школы искусств

Культура Образование Человек и его дело

Легко ли работать с маленькими детьми? Многие ответят, что, пожалуй, да – ведь они еще послушны, восприимчивы к новому, из них столько всего можно «слепить». И только те, кто каждый свой день проводит с юными подопечными, знают, что для того, чтобы из ребенка «слепить» что-то стоящее, нужен колоссальный труд, огромное терпение и умение найти к нему подход – тот самый, о котором все говорят, но который далеко не всем удается найти. Учитель хоровых дисциплин Берестовицкой детской школы искусств Ирина Серебрякова, кажется, знает секрет завоевания детского доверия и, как следствие, продуктивности в работе. Ведь неспроста хор «Манжерок», которым она руководит, носит звание «образцовый» и каждым своим выступлением покоряет сердца слушателей.

 Любовь  к прекрасному
О том, что станет преподавателем хора, Ирина Серебрякова и не предполагала. Судя по детским увлечениям, девочка, родившаяся в г. Братске Иркутской области, могла связать свою жизнь и с другими направлениями искусства, да и не только искусства. Она, как и отец-строитель, хорошо рисовала, ей нравились балет, чтение, интересовал этикет и правила хорошего тона, словом, то, что связано с этикой и эстетикой. Выросшая в интеллигентной семье, она с детства впитала особое отношение к красоте во всех ее проявлениях – будь то красота природы, искусства, человеческих отношений. А еще переняла упорство в труде, терпимость, способность работать над собой, доводить начатое до конца – в общем-то, достаточно волевые качества для женщины. Но вполне подходящие внучке покорителей комсомольских строек – гидроэлектростанции на Ангаре в Братске, города Комсомольска-на-Амуре, Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, дочке экономиста, выпустившей книгу стихов, ведущей на пенсии активную общественную деятельность, занимающей призовые места в веломарафонах.
Осознанное детство и юность Ирина Андреевна провела уже в г. Слониме, где дедушке предложили жилье и работу начальником узла связи Слонимского управления магистрального газопровода.
Бабушка, которая в свое время получила отличное образование и воспитание в семье священника, очень хотела, чтобы Ирина занималась музыкой. Так начались занятия по классу фортепиано в Слонимской детской музыкальной школе.

 Музыка
– Фортепиано по-настоящему меня увлекло, – делится воспоминаниями Ирина Андреевна. – Благодаря занятиям в школе искусств и своим учителям, которые в то время были для меня какой-то особой кастой, я иначе взглянула на мир музыки и на профессию музыканта. Впрочем, музыку – классическую и эстрадную – я любила всегда, активно участвовала в школьной самодеятельности. Помню, с каким замиранием сердца слушала в детстве концерт Антонио Вивальди для двух скрипок с оркестром, восхищалась музыкой телевизионных балетных трансляций, первыми мюзиклами и рок-операми. Учеба же в школе искусств и благотворное влияние моей учительницы Людмилы Викторовны Паценко подтолкнули к решению связать свою будущую профессиональную жизнь с музыкой, поступать в Гродненское государственное музыкальное училище.
Годы учебы в колледже были для Ирины Андреевны не менее творческими и насыщенными. Она подавала надежды, хорошо училась, выступала на концертах.
– С большим теплом и уважением вспоминаю преподавателя хоровых дисциплин Аллу Ивановну Дриневскую, преподавателя фортепиано Любовь Ильиничну Ушакевич, преподавателя сольфеджио Аркадия Борисовича Пескина. Эти выдающиеся педагоги оказали на меня огромное влияние. Они до сих пор работают в колледже и являются примером высокого служения своей профессии уже не для одного поколения студентов.

Работа
Ирина Андреевна любит свою работу и свой коллектив. С ностальгией вспоминает первые годы работы в Большой Берестовице, которую ей «сосватал» директор Станислав Станиславович Ширко. Чуткое и доброжелательное отношение к молодым коллегам «звездной» плеяды учителей, работавших в то время, и сегодня вызывает у нее чувство благодарности.
Становление и развитие детского хора школы искусств проходило при непосредственном участии Ирины Андреевны. Она занималась с младшей группой хора с 1989 года. В декабре 2008 года маленьким артистам, уже как полноценному коллективу под названием «Манжерок», было присвоено звание «образцовый».
Самые яркие достижения за этот период – Диплом III степени в номинации «вокальный ансамбль» областного конкурса имени Горского (г. Лида) в апреле 2012 года, участие в областном смотре-конкурсе академических вокально-хоровых коллективов Гродненской области в апреле 2013 года и в отчетном концерте хорового отделения на методико-практическом семинаре для учителей хоровых дисциплин, руководителей детских хоров ДШИ, ДМШИ Гродненского методического объединения в апреле 2014 года, выступление на главной сцене Республиканского фестиваля национальных культур в июне 2008 года.
Творческий  поиск
То, что хор «Манжерок» является образцовым, говорит о многом – о высоком исполнительском уровне его участников, об активной концертной деятельности хора, об участии в конкурсах и фестивалях. Но ведь речь идет о совсем еще юных исполнителях – младшем хоре, который состоит из учащихся 1-2-х классов. Здесь, безусловно, надо отдать должное учителю – его опыту и профессионализму. Как Ирина Андреевна добивается того, что дети не просто чисто поют, но и проявляют на сцене поразительную эмоциональность, чувственность, особую артистичность, которой позавидовал бы даже взрослый исполнитель?
– Прежде всего, учащиеся не боятся сцены, – говорит Ирина Андреевна. – они свободны и раскрепощены, а потому поют с удовольствием, стараясь передать настроение, «заложенное» в репертуаре. Конечно, это приходит не сразу. За годы работы мне пришлось перепробовать немало разных способов нахождения контакта с детьми, развития у них мотивации и стимула к обучению. Ведь малыши, впервые приходя на хоровые занятия, не вполне осознают всю серьезность предстоящего труда. Интерес к пению у них сразу же пропадает, стоит только загрузить ребят монотонным заучиванием, соблюдением строгой дисциплины на уроке, следованию канонам, присущим академическому хору.
Учитель – это не просто от слова учить. Любому неравнодушному к своей профессии учителю должен быть свойственен творческий поиск, стремление не просто передать детям знания, но и стать воспитателем юных человеческих душ, развивать своих учеников духовно, прислушиваться к их душевно-психологическому состоянию.
– Работа с хором – это формирование такого коллектива, где все действуют сообща, слушают и слышат друг друга, представляя собой единый живой организм, – делится профессиональными размышлениями Ирина Андреевна. – Работа же с младшим хором усложняется тем, что начинать приходится с нуля, и пока у детей выработаются определенные навыки, проходит время.
Младший хор, как правило, поначалу характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. В процессе обучения стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них – дети должны четко понимать, какой жест обозначает внимание, дыхание, вступление, снятие, пиано, форте и так далее. Особое внимание уделяется обучению правильному дыханию. Подбор репертуара, соответствующего возрасту младших школьников, понятного и интересного им – тоже важный момент в работе. Каждое новое произведение должно разумно двигать хор вперед в приобретение тех или иных навыков, закреплять их. При этом обязательно следует учитывать и физиологические особенности детей, которые в младших классах довольно быстро устают, внимание их притупляется, настроение часто меняется. После занятий в общеобразовательной школе ученики порой не способны продуктивно работать. Для концентрации внимания приходится чередовать самые различные методические и психологические приемы, активно применять игровые моменты, использовать упражнения по релаксации и медитации.
Возможно, кому-то все это покажется излишней тратой времени, но как показывает практика, эти приемы с маленькими детьми работают. В результате они действительно эмоционально раскрепощаются, начинают понимать музыку и наслаждаться ею.
Глядя на выступающих участников образцового хора «Манжерок» – таких непосредственных, живых, энергичных, открытых – понимаешь, что это так и есть.

 Трудовой  стаж – 35 лет
Хормейстер, концертмейстер, учитель сольфеджио, несколько лет руководитель и, долгое время, участница народного вокального ансамбля «Канцона» Ирина Андреевна сегодня вместе со своей бывшей ученицей молодой коллегой Татьяной Кулик ведет занятия и на открывшемся в этом году отделении эстрадного вокала.
– Пение, и хоровое в том числе, – одно из главных средств музыкального воспитания, которое способствует гармоничному развитию личности ребенка, – уверена с высоты своего 35-летнего стажа Ирина Андреевна. – Дети, которые поют в хоровых коллективах, эмоционально и духовно более развиты, чем не поющие. Я по возможности слежу за судьбами своих учеников, и вижу, что они стали хорошими людьми, интересными творческими личностями, пусть даже и не выбрали профессию, связанную с музыкой.
Ирина Андреевна занимается самообразованием – благо теперь интернет открывает для этого широкие возможности, увлекается психологией, изучает опыт коллег, которые применяют экспериментальные методики.
– Если бы я не стала учителем, – говорит Ирина Андреевна, – то была бы, скорее всего, психологом. Это то, что мне интересно и близко. Собственно, в этих профессиях много общего, и в моей деятельности они тесно переплетены.
Увлечения и способности мамы переняли дочки. Антонина – учитель по классу фортепиано в агрогородке Корнадь Свислочского района, Варвара – психолог, работала в Берестовицком ЦКРОиР, теперь – инспектор по кадрам в Гродненском госуниверситете. Внук Кирилл и внучка Ульяна осваивают азы игры на фортепиано. Жизнь продолжается, радует достижениями, вдохновляет на новые свершения.
Светлана Гончарова,
фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *