Георгиевский кавалер – родом из Павлюшек

Из истории земли Берестовицкой Культура

В рабочую группу по созданию Берестовицкого районного музея поступила фотография участника первой мировой войны Филиппа Касьяна из д. Павлюшки. На фотографии – бравый воин с красивым и мужественным лицом. На голове –фуражка с кокардой, кончики усов закручены вверх. На погонах – широкая поперечная нашивка. На груди три Георгиевских креста и медаль. Можно предположить, что он был награжден Георгиевским крестом трех степеней. А это уже говорит о многом.
На лицевой стороне надпись: «Личность подпрапорщика Филиппа Касьяна подтверждаю. Командир 11 роты прапорщик» (подпись неразборчива).
На обратной стороне надпись: «Означенный на сей фотографической карточке действительно есть подпрапорщик Филипп Касьян, что подписью и приложением печати удостоверяю. 1916 г. мая 16 дня. Командир роты прапорщик Меденг».
Интересна надпись о фотомастерской, которая помещена на обратной стороне фотографии: «Художественная фотография М.И. Румянцева, г. Елец. На четырех выставках за художественное исполнение фотографических работ фотография удостоена одной серебряной и трех золотых медалей». А дальше – информация об оказываемых услугах: «Ателье для художественного увеличения портретов и раскрашивания масляными и акварельными красками, а также делаются фотографии на фарфоре, шелке и атласе».
Следует сказать, что нашему земляку после революции предлагали высокую должность в Красной Армии, на что он ответил: «Я уже присягал на верность царю-батюшке и Отечеству, другой присяги мне Бог не простит…». Неизвестно, как бы сложилась судьба подпрапорщика из Берестовитчины Филиппа Касьяна в 1930-ые годы… Возможно, молох сталинских репрессий проглотил бы и его, мужественного и гордого воина Российской армии, но он в начале 1920-х годов уехал в родную деревню Павлюшки. Здесь он женился, растил детей и до самой смерти занимался хлебопашеством.
В годы немецкой оккупации Георгиевский кавалер рассказывал землякам, как его полк в годы Первой мировой войны громил «прусаков». «Победа будет за нами», — твердо был убежден бывший подпрапорщик. Эти его рассказы были, пожалуй, не менее важны для людей, чем партизанские листовки. И если бы донесли на него фашистам – несдобровать бы старому русскому солдату. Но земляки не выдали.
Умер Ф.Касьян в 1948 году. Фотографию в будущий музей передала его внучка из п. Пограничный Наталья Касьян.
Рабочая группа по созданию музея обращается к жителям района с просьбой передать для экспозиции будущего музея фотографии наших земляков – воинов Российской армии, участвовавших в Первой мировой войне.
Николай ПАЦЕНКО, методист по охране историко-
культурного наследия



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *