Сколько яиц красить на Пасху? О главном символе праздника рассказал этнокультуролог

Актуально К сведению граждан Лента новостей Общество

Фото БЕЛТА

Что символизирует пасхальное яйцо? Какие миры оно объединяет? Сколько яиц стоит красить на Пасху? На эти и другие вопросы проекта «В теме. Традиции» отвечает этнокультуролог Иван Крук.

– Историки религии рассказывают нам, что самый главный атрибут празднования Пасхи – красное яйцо. На самом деле это факт, притянутый за уши. Традиция фиксировалась уже десятки тысяч лет назад. Но мы знаем, что происходил и происходит сегодня диалог культур. Поэтому надо не столько разделять, сколько объединять – говорить о том, каким образом это все влияет на наше сознание.

Яйцо – символ жизни, рождения, от этого никуда не денешься. Но это и символ воскрешения. Оно стало катализатором всех ритуальных, обрядовых, этических отношений в контексте Пасхи. У нас было два типа крашеных яиц: одноцветные и писанки, украшенные славянскими и еще дославянскими, общеиндоевропейскими орнаментами, вырисованными с помощью воска.

Если хотите, это яйцо объединяет миры. Не только в географическом смысле. Смотрите, на одеянии женщины тот же орнамент. На лиштве (наличнике) дома тот же орнамент. Если проехать по деревням, можно увидеть брамы (ворота) с тем же орнаментом. Я больше всего люблю ездить по Гомельщине, особенно по границе с Украиной и Брянщиной. Потому что там лиштва – это целая трехъярусная царская корона, мощнейшая символика, все горизонты мира. Откуда пошла эта традиция? Какие мудрые люди там жили, позавидовать можно. Если вернуться к отношениям, диалогу всех миров: покрашенное освященное яйцо стало основным медиатором, коммуникатором социальных отношений.

Одна бабушка в Лепельском районе мне рассказала: «Когда я была маленькой, четыре-пять годиков, я просыпалась еще до восхода солнца и ждала Пасху. Сегодня можно побежать к крестному отцу!» Такое впечатление, что дома не было яиц, ребенок никогда не пробовал, что такое яйцо на сковородке. Но освященное крестным отцом – это было ожидание чего-то священного. И как только мама говорила: «Все уже встали, можно бежать», они, как воробьи, из хаты выпархивали. Представляете, какой магнит в этом был?

Когда я прихожу на современную городскую свадьбу, я не понимаю, что там происходит. Там нет крестных родителей, нет бабушки и дедушки, старейшин рода. А ведь крестные отец и мать должны были под венец привести. Первый тост, первое поздравление звучали от родителей и крестных родителей, за свадебным столом они были первые. Это все с первых дней жизни вкладывалось, и ребенок понимал, что его семья – это не только папа и мама, дедушка и бабушка, братья и сестры, а значительно более широкий круг, полдеревни. Все были жестко связаны родственными и сакральными отношениями. Вот он, мир.

На Радуницу мы приходим на кладбище, к могилам предков с пасхальным освященным яйцом. Много лет назад, когда работал в Университете культуры, я задавал студентам вопрос. Они долго размышляли, но не нашли ответ. Сколько яиц нужно покрасить накануне Пасхи? И начиналось: пять, десять, пятнадцать…

Я попросил пройти по алгоритму, которого придерживались в нашей семье. Одно яйцо, которое будет освящено на всенощном бдении, мы придем после службы домой и нужно будет разговеться. Мы его опускали в водичку и мыли ей лицо, а потом делили яйцо между всеми домочадцами. Не забывайте, что кто-то из взрослых был крестным отцом или крестной матерью. Кто-то приходит в гости. И потом, нужно же было и взрослым, и детям покатать яйца с горочки – такая игра была, а потом битки. Все эти компоненты нужно было сложить. У нас обычно было два пакета в холодильнике. На одном было написано «пасхальные», на втором – «Радуница». А на Радуницу нужно было прийти с освященным яйцом, чтобы поделить его на всех присутствующих. Другой раз доходило до того, что заранее готовили 30 яиц. Повторюсь, освященное пасхальное яйцо было главным пасхальным коммуникатором, посредником.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *