О противодействии коррупции

Лента новостей Происшествия

Коррупция (от лат. corrumpere – портить) на разных этапах общественного развития выступает одним из самых пагубных явлений. Злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях сопровождает человечество с древнейших времен. Несмотря на то, что история знает немало примеров борьбы с этим злом (порой крайне жестоких), к сожалению, оно не изжито до сих пор. В XXI веке коррупция остается в числе актуальных проблем, присущих всем без исключения странам.

Международная организация Транспарэнси Интернэшенэл определяет Индекс восприятия коррупции в различных странах мира. Беларусь в 2020 году занимала 63 место из 180 стран, в январе 2022 года — 82 место. Наименее коррумпированной из постсоветских стран оказалась Эстония – 13 место. Возглавляют список Дания, Новая Зеландия и Финляндия. В первую 10-ку стран с наименьшим уровнем коррупции входят Норвегия, Сингапур, Швеция, Швейцария, Нидерланды, Люксембург, Германия.
В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.
Коррупционные проявления указаны среди основных угроз в Концепции Национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь № 575 от 09.11.2010.
В нашей стране создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.
Правовые основы антикоррупционной деятельности содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения.
На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией», который вступил в силу с января 2016 г.
В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций.
Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.
За 5 месяцев текущего года в Республике Беларусь зарегистрировано 396 коррупционных преступлений (решения по которым вступили в законную силу), их распределение по областям выглядит следующим
образом: Брестская – 41, Витебская – 27, Гомельская – 53, Гродненская – 37, Минская – 53, Могилевская – 70, г. Минск – 115.
Количество лиц, совершивших коррупционные преступления за указанный период характеризуется следующими цифрами: Республика Беларусь – 296, Брестская область – 29, Витебская – 23, Гомельская – 50, Гродненская – 24, Минская – 46, Могилевская – 57, г. Минск – 67.
Материальный ущерб, причиненный коррупционными преступлениями, зарегистрированными в Гродненской области составил 291427,71 рублей, в том числе возмещен в ходе расследования– на сумму 161710, 94 рублей. Наложен арест на имущество виновных лиц на сумму 240636,58 рублей.
В отчетном периоде коррупционные преступления выявлялись в различных сферах экономической деятельности и государственного управления региона.
Органами прокуратуры области на постоянной основе реализуются меры, направленные на предупреждение коррупционных правонарушений и активизацию профилактической работы.
Так, в 2021 году прокурорами проведено 137 проверок исполнения антикоррупционного законодательства. По их результатам внесено 92 представления, вынесено 52 предписания об устранении выявленных нарушений. По требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечены 202 должностных лица, к административной – 21 лицо. Официальные предупреждения о недопустимости нарушения законодательства вынесены 48 лицам. В возмещение ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями с 38 физических и 2 юридических лиц взыскано 129,7 тыс. рублей. В суд направлено 14 исковых заявлений о взыскании 239,4 тыс. рублей в связи с нарушениями антикоррупционного законодательства.
В частности, прокурорами выявлен ряд фактов нарушений государственными должностными лицами установленных антикоррупционных ограничений, связанных с необоснованным получением денежных средств, в т.ч. в связи с выполнением иной оплачиваемой работы, занятием предпринимательской деятельностью, необоснованным получением премий от иного нанимателя в связи с занимаемой руководящей должностью и т.д. В этой связи произведено взыскание денежных средств, полученных с нарушением антикоррупционного законодательства, на общую сумму 55,3 тыс. рублей.
В текущем году органами прокуратуры области продолжена работа, направленная на предупреждение коррупционных правонарушений и активизацию профилактической деятельности в данном направлении.
Как и в предыдущие периоды, особое внимание уделялось вопросам соблюдения законодательства в сфере закупок, которая содержит большие коррупционные риски.
Так, по предписаниям прокуроров отменено проведение 7 процедур государственных закупок в связи с неправильным выбором заказчиками вида процедур, за допущенные нарушения 6 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
В текущем году возбужден ряд уголовных дел по фактам нарушений законодательства при организации и проведении закупок.
Продолжают выявляться факты нарушения государственными должностными лицами ограничений, установленных антикоррупционным законодательством.
Выявляются также отдельные факты подмены оснований увольнения работников при наличии оснований для их увольнения за совершение виновных действий.
Это свидетельствует о том, что руководители ряда государственных органов и организаций в нарушение статьи 43 Закона о борьбе с коррупцией не только не принимают предусмотренных законодательством мер в рамках своей компетенции по предупреждению коррупционных проявлений, но порой и сами нарушают требования антикоррупционного законодательства.
Опыт надзорной работы за исполнением антикоррупционного законодательства показывает, что вышестоящим организациям, комиссиям по противодействию коррупции исполнительных органов необходимо более активно использовать предоставленные полномочия по контролю и координации работы подведомственных субъектов хозяйствования в данном направлении, принципиально реагировать на ненадлежащее исполнение требований законодательства о борьбе с коррупцией.
Алла КУЗЬМА,
прокурор района



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *