Будьте в курсе! Не дайте себя обмануть!

ЗОЖ, профилактика Лента новостей Общество

В 2022 году на территории Гродненской области произошел стремительный рост мошенничеств. Их количество выросло на 82,6%. При этом 85% от общей численности зарегистрированных преступлений совершены с использованием сети Интернет либо путем звонков под видом правоохранительных органов, либо банковских учреждений.

Количество граждан, пострадавших от мошенничеств, увеличилось на 86,4%. В 2022 году их число составило 1 012 человек. Более половины (52%) обманутых лиц составляют женщины. Среди потерпевших от мошеннических действий в 7% (69) случаев стали лица пенсионного возраста, 5% (46) – учащиеся, 34% (346) – не работающие, 3% (26) – специалисты различных сфер с высшим образованием.

Основными причинами сложившейся ситуации по-прежнему являются излишняя доверчивость граждан, беспечность и неспособность распознать обман в стрессовой ситуации, когда преступник заставляет жертву незамедлительно принимать решение.

Анализ следственно-судебной практики по делам о мошенничествах показывает, что в последнее время основными наиболее распространенными способами совершения таких преступлений являются хищения денежных средств граждан, приобретающих либо реализующих товары на торговых интернет-площадках (фишинг), а также с использованием реквизитов банковских платежных карточек, полученных в ходе звонков гражданам под видом сотрудника банка, правоохранительного органа (вишинг).

Наиболее распространенная схема фишинга на территории области связана с интернет-площадкой «Kufar.by». Злоумышленник под предлогом покупки какого-либо товара вступает в переписку с продавцом в одном из мессенджеров по вопросу его приобретения и оплаты. В ходе диалога под видом осуществления оплаты товара посредством различных служб доставки (например, «Европочта») он убеждает потерпевшего осуществить переход по направленной ему ссылке на фишинговый интернет-ресурс, где необходимо ввести реквизиты банковской платежной карты, якобы для получения денежных средств за реализуемый товар. В результате преступник беспрепятственно осуществляет расходные операции с карт-счета потерпевшего.

Главной целью злоумышленника является завладение паролем к банковским электронным ресурсам, данными счета или кодом банковской карточки.

Владельцам банковских карт необходимо помнить, что для перевода денежных средств необходим лишь номер карты. Зная только его, злоумышленники не смогут обналичить средства с карты. Трехзначные СVV2/CVC-коды, изображенные на обратной стороне карточки, сеансовые пароли, коды подтверждения из СМС и другие дополнительные коды необходимы только для списания средств с карты, они не нужны для получения платежей.

В последнее время мошенники активно используют фейковые страницы со сведениями о рекламных акциях, содержащие ссылки с адресом ложного интернет-ресурса, сходного по содержанию с оригинальным сервисом, созданного преступником специально для завладения конфиденциальными данными банковской платежной карты потерпевшего. «Сайты-фальшивки», на первый взгляд, внешне не отличимы от искомых веб-сайтов. Они имеют аналогичную структуру и оформление, сходный домен.

К примеру, пользователь переходит на визуально аналогичный сайт интернет-банкинга, вводит свои паспортные данные, проверочный код из смс-сообщения, а также пароль, думая, что проводит платежную операцию. Но тем самым он предоставляет злоумышленнику возможность распоряжаться средствами банковского счета.

Преступные действия злоумышленниками совершаются, как правило, с использованием IP-адресов, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь. Практически все похищенные у граждан денежные средства сразу переводятся на счета иностранных банков, а также электронные кошельки зарубежных платежных систем. В большинстве случаев подозреваемое лицо находится на территории других государств (как правило, это Российская Федерация и Украина), что объективно ограничивает возможности правоохранительных органов по оперативному установлению виновных лиц и пресечению их преступной деятельности.

Вишинг – вид интернет-мошенничества, целью которого, как и фишинга, является получение доступа к конфиденциальным данным владельца карты. Основное отличие – использование телефонной связи.

Как правило, мошенники звонят банковским клиентам под видом «службы безопасности банка» или «службы финансового мониторинга» и сообщают о совершении подозрительной операции. Под предлогом спасения денежных средств они убеждают клиента перевести их на «надежный счет». Последний, ничего не подозревая, добровольно сообщает данные платежной карты, предоставляя тем самым возможность похитить с нее денежные средства.

Иногда мошенники в процессе звонка просят установить на телефон специальное приложение, якобы для лучшей защиты.  Таким приложением оказывается программа удаленного доступа, с помощью которой преступнику без проблем удается перевести деньги на свой счет.

Также на территории области периодически регистрируются случаи обмана пожилых граждан, которым телефонные аферисты представляются следователями либо работниками ГАИ и сообщают, что их близкий попал в ДТП. Под предлогом решения вопроса о непривлечении к уголовной ответственности родственника убеждают передать им денежные средства. В итоге ничего не подозревающий гражданин сам передает деньги курьеру, который приезжает за ними к нему домой. За прошлый год зарегистрировано 46 подобных преступлений в отношении пожилых граждан, за совершение которых задержан 31 курьер.

Уважаемые граждане, помните, что мошенники – хорошие психологи. Человек впадает в ступор, когда звонивший обращается к нему по имени-отчеству. Дальше мошенники действуют по отработанной схеме: просят номер карты, код, либо предлагают оформить кредит.

Не идите на поводу у мошенников. Помните, что внимательность помогает не стать жертвой преступления и сохранить собственные сбережения!

Вадим КОЖЕЦКИЙ, прокурор Берестовицкого района



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *