Что такое счастье?

Лента новостей

Говорят, что христианство – это религия радости. Но что такое счастье в христианском понимании? В чем оно заключается? Какие существуют практические шаги к его достижению?
(Со звонка в редакцию.)

Счастье в христианском понимании – это только и исключительно Сам Господь Иисус Христос, наше с ним единство. Он наполняет нашу жизнь смыслом, радостью, бодростью, крепостью, ощущением полноты существования. И это ощущение, которое называется «богообщением» – вовсе не ожидание «загробного спасения», но присутствует уже сейчас, хотя и в несовершенной мере (совершенство – действительно, удел будущего века). В том, чтобы дать человеку это живое чувство  богообщения, и состоит смысл Церкви. Как его достичь? Во-первых, участием в Таинствах, главным образом – Покаяния и Причащения. Во-вторых, внимательным чтением и изучением Священного Писания (прежде всего, конечно, Нового Завета).  В-третьих, молитвой (не путать с вычитыванием молитвословий), то есть – обращением сердца и ума к Богу. И, наконец, в-четвертых, но на деле, в самых-главных – исполнением евангельских заповедей. Если человек хоть чуточку принудит себя к этому духовному труду, то Господь обязательно откликнется на это, если, конечно, все вышеназванное будет движением веры, а не просто какой-то формальностью.
На протяжении многих веков своего существования человеческое общество стремилось и стремится к благополучию и счастью. Это намерение содержится в душе каждого человека, и стремление достичь полноты жизни способно преодолеть в человеке все остальные его желания. Однако основной проблемой, с которой сталкивается каждый, кто стремится достичь этой полноты, является вопрос, какими средствами необходимо руководствоваться для достижения действительного счастья и благополучия в жизни. Зачастую случается, что ответ на этот вопрос человек ищет сам, но как правило, его искания не простираются дальше его субъективных взглядов и желаний, и потому всякое мнимое счастье и мнимое благополучие со временем становится скучным, однообразным и бессмысленным.
Не секрет, что наша сегодняшняя действительность изобилует подобными примерами потери смысла жизни, замыкания в уже наскучивших удовольствиях и идеях собственного, субъективного счастья. И здесь необходимо отметить, что подобная ситуация является еще не самой бедственной для сознания современного человека. Беда и трагедия приходит в жизнь, когда человек сталкивается с видимым злом, которое проявляется в его жизни в болезнях, страданиях, бедствиях, насилии и войнах. Как правило, все эти негативные следствия зла человек склонен считать за самое зло, принимая его проявления за сущность и забывая, что внешние проявления зла – это лишь результат искажения подлинного смысла бытия, когда человеческие стремления, призванные достичь вечности, устремляются к небытию, и искаженная человеческая воля начинает обращать взор человека к тленному и временному, заставляя при этом жертвовать не только собственным благом, но и благом окружающих.
Евангельское учение, преподанное нам Господом Иисусом Христом, всей своей полнотой утверждает, что зло, как проявление искаженной грехом воли нравственно свободного существа, искореняется лишь «воскрешением» этой свободной воли в добре.
Воскресение Христово открыло путь человеку в Царствие Божие, однако со стороны человека необходимо некоторое усилие воли, чтобы добровольно встать на этот путь и следовать им (Мф. 11:12). Поэтому Святое Евангелие содержит заповеди, руководствуясь которыми человек может достичь духовно-нравственного совершенства и осуществить цель христианской жизни – обожение, усыновление Богу. Возвещением этих заповедей является в Священном Писании Нового Завета Нагорная проповедь Господа Иисуса Христа.
Смысл заповедей Христа заключается в следующем: мы должны жить не для себя, но для других. Мы должны помнить, что если нам дано богатство – будь то материальное или духовное, – то это не для того, чтобы мы накапливали его для себя, а чтобы делились им с ближними. Мы должны с благодарностью принимать от Бога то, что Он нам посылает. Но нужно помнить, что множество людей вокруг нас находится в худшем положении, и участь хотя бы некоторых из них мы можем облегчить, если чем-то поделимся с ними. А у каждого из нас есть чем поделиться. Если нет богатства материального, есть богатство духовное. Если нет богатства духовного, то, может быть, есть та «нищета духа», которую можно разделить с другими. Словом, всегда можно найти что-то, чем мы можем поделиться с другими. Можно сказать, что счастье человека на земле зависит именно от того, насколько он сам стремится сделать счастливыми людей, окружающих его. И это идеал для всего человечества, идеал к которому призывает нас Господь Иисус Христос: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мар.12:31).

Иерей Сергий Савенок,
священник храма
Святителя Николая
Чудотворца г.п.Б.Берестовица



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *