С «прямой линии»заведующей нотариальной конторой Берестовицкого района Людмилы Шутовой

Лента новостей

20 ноября «прямую линию» с жителями района провела заведующая нотариальной конторой Берестовицкого района Людмила Шутова. Знакомим читателей с поступившими вопросами и ответами на них.

«Как оформить наследство, если наследодатель умер в 2005 году и в нотариальную контору наследники не обращались до настоящего времени?»
Житель д. Плюскаловцы
Людмила Шутова:
— В соответствии с законодательством Республики Беларусь принятие наследства осуществляется подачей нотариусу по месту открытия наследства (по последнему месту жительства умершего) заявления наследника о принятии наследства либо его заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство в течение 6 месяцев со дня открытия наследства (т.е. дня смерти).
По заявлению наследника, пропустившего срок для принятия наследства, суд может признать его принявшим наследство, если найдет причины пропуска срока уважительными, в частности, если установит, что этот срок был пропущен потому, что наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, и при условии, что он обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Наследство может быть принято наследником по истечении срока, установленного для его принятия, без обращения в суд.
Признается, если не доказано иное, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение или управление наследственным имуществом, в частности, когда наследник:
-принял меры к сохранению имущества, к защите его от посягательства или притязаний третьих лиц;
— произвел за свой счет расходы на содержание имущества;
— оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся ему суммы.
Документами, подтверждающими фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом, являются:
-выписка из домовой книги или справка из организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, о проживании наследника на день открытия наследства либо в течение установленного законодательством срока для принятия наследства по одному адресу с наследодателем либо проживании в наследуемом жилом помещении;
— справка организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, о том, что в установленный законодательством для принятия наследства срок наследник пользовался наследственным имуществом, принял меры к его сохранению, обрабатывал земельный участок, производил текущий ремонт и т.д.;
— документ, подтверждающий производство расходов на содержание имущества;
— копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта принятия наследства;
— иные документы, подтверждающие фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом.
«Я постоянно прописан в Могилеве. Сейчас нахожусь в деревне в Берестовицком районе. Могу ли я составить здесь завещание на квартиру, находящуюся в Минске, или для этого нужно ехать в Минск?»
Житель г.Могилев
Людмила Шутова:
— В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» граждане и юридические лица имеют право обраться за совершением нотариального действия к любому нотариусу, уполномоченному должностному лицу, за некоторым исключением. Следовательно, для удостоверения завещания Вы можете обратиться в любую нотариальную контору либо исполнительный комитет. При себе необходимо иметь личный паспорт. Документов, подтверждающих принадлежность недвижимого имущества, не требуется. Завещание может быть собственноручно написано завещателем либо по его просьбе записано с его слов нотариусом. Во втором случае при составлении завещания должен присутствовать свидетель. О порядке удостоверения завещания гражданам необходимо знать, что в завещании могут содержаться распоряжения только одного лица, совершается оно только лично гражданином, обладающим дееспособностью в полном объеме.
«В каких случаях нужно идти в нотариальную контору для удостоверения сделок, а в каких необязательно?»
Житель аг. Пархимовцы
Людмила Шутова:
— Законодательство Республики Беларусь в большинстве случаев предоставляет право гражданам самим выбирать форму сделки – это может быть и простая письменная форма, и нотариально удостоверенная. Если сумма сделки превышает в десять раз установленный законодательством размер минимальной заработной платы, гражданам необходимо составлять письменный документ. Что же касается обязательного нотариального удостоверения, то такие сделки также установлены в законе. Это договора залога недвижимого имущества, брачные договора, договора ренты, завещания, некоторые виды доверенностей. Кроме того, любой договор может быть нотариальной удостоверен, если граждане этого желают. Это дает дополнительные гарантии действительности сделки, так как граждане, в случае возникновения спорных вопросов, имеют больше шансов доказать свою правоту в суде, имея на руках нотариальный документ, чем те, у кого он отсутствует. Кроме того, документы в нотариальной конторе хранятся длительный срок, что позволяет их восстановить в любое время.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *