Профсоюзы и образование Гродненщины: страницы истории

Лента новостей

41300_html_7133f9f8110-летию профсоюзного движения Беларуси посвящается

История профсоюзов Гродненщины – это маленькая частица истории нашей Родины. Жизнь и дела гродненских профсоюзов неотделимы от общей истории профсоюзного движения нашей республики и международного профсоюзного движения.
В октябре 2010 года отмечалось 105-летие возникновения профсоюзов на Гродненщине. 2011 год был знаменателен 90-летием Белорусского профессионального союза работников образования и науки. Проведение всех этих торжеств с участием руководства страны явилось убедительным фактом признания заслуг белорусских профсоюзов, их вклада в социально – экономическое и культурное развитие нашей области и страны, их свободы и независимости.
Профсоюзам Принеманья пришлось пройти через горнило многих суровых испытаний, узнать радость успехов в своей деятельности на благо людей труда и в не меньшей мере познать горечь неудач, лишений и утрат.
Историю творят люди. На Гродненщине помнят фамилии и имена более 300 человек профессиональных работников, активистов, которые в трудных, сложных условиях царского самодержавия, произвола правительства ІІ Речи Посполитой создавали на Гродненщине профсоюзные организации.
В советское время профессиональные кадры и активисты, новаторы промышленного и сельскохозяйственного производства, деятели народного образования, здравоохранения, культуры способствовали развитию массового социалистического соревнования, направленного на дальнейший рост экономического могущества страны, повышение материального благосостояния и культуры широких масс трудящихся.
В нынешнее время профсоюзы Республики Беларусь и нашей области на основе социального партнерства с Правительством Республики Беларусь, объединениями нанимателей строят могучую и процветающую Беларусь, проявляя многостороннюю и постоянную заботу о людях наемного труда и их семьях, защищая их право на здоровые и безопасные условия труда, решая жилищные вопросы, обеспечивая социальные гарантии членам профсоюза, поддерживая их в трудной жизненной ситуации, и т.д., тем самым создавая условия для улучшения благосостояния всех трудящихся, укрепления суверенитета и независимости нашего Отечества.
Возникновение профсоюзного движения
По мере формирования капиталистического общества появились новые основные социально-экономические классы – предприниматели (капиталисты) и наемные работники. Взаимоотношения работников и работодателей изначально порождали конфликты.
Дело в том, что в эпоху раннего капитализма одним из главных методов повышения дохода предпринимателей было ужесточение требований к работникам: удлинение рабочего дня, сокращение норм оплаты труда, штрафы, экономия на охране труда, увольнения.
Труд был тяжелым и незащищенным. Продолжительность рабочего дня составляла от 15 до 13 часов. Оплачиваемого отпуска не было. Предписания на фабриках были строгими и не допускали перерывов для отдыха. Любое противодействие вело к вычетам из заработной платы и даже увольнениям.
Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании были моложе 18 лет и половину из них составляли женщины и дети.
Несчастные случаи на производстве были частыми и различными по своему характеру: от взрывов паровых машин до потери рук или ног в результате несчастных случаев. Металлургия была опасна из-за возможности получения ожогов. Хлопковая пыль на ткацких фабриках приводила к астматическим заболеваниям. У горняков развивался силикоз при вдыхании шахтной пыли, свинцовая болезнь поражала типографских рабочих.
Эти болезни, получаемые вследствие несоблюдения мер предосторожности, представляли серьезную опасность для здоровья. К 40 годам практически все фабричные рабочие имели профессиональные заболевания, однако никакой закон не защищал рабочих от риска, связанного с профессией.
Детский труд с давних пор использовался в сельской местности, однако условия фабричного труда детей были поистине ужасающими. Во Франции только в 1841 году был запрещен труд детей до 8 лет и только в 1874 году – до 12 лет.
Женщины были заняты, главным образом, в текстильной промышленности, где не требовалось ни особой физической силы, ни особого обучения. За свой труд женщины получали лишь половину от того, что получали мужчины.
Безработица всю жизнь грозила рабочему человеку. Как только дела предпринимателей шли хуже, он увольнял работников без всякой компенсации. При требованиях о повышении заработной платы или при забастовках он так же мог уволить людей или даже закрыть фабрику. Безработица означала нищету. Зарплата была слишком низкой, чтобы рабочий смог сделать какие-либо накопления.
Обострение взаимоотношений наемных работников и работодателей часто приводило к стихийным выступлениям – рабочие покидали предприятие и отказывались снова приступать к работе, пока их требования не были удовлетворены хотя бы частично. Но эта тактика могла принести успех, только если с протестом выступали не отдельные недовольные, а крупные группы рабочих.
Вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в годы промышленной революции в наиболее промышленно развитой стране мира – Англии. Профсоюзное движение в этой стране демонстрирует общие закономерности его развития, которые позже проявлялись и в других странах.
Первые ассоциации рабочих имели строго локальный характер и объединяли только высококвалифицированных рабочих наиболее передовых отраслей. Что касается неквалифицированных рабочих, то высокая безработица делала их легко заменяемыми, поэтому на первых порах они никак не могли противостоять произволу нанимателей, а потому оставались за рамками профсоюзного движения.
И предприниматели, и защищающее их интересы государство первоначально проявляли нетерпимость к профсоюзам. Для борьбы с ними вводились специальные законы, запрещающие рабочие союзы и вводящие уголовную ответственность за членство в «заговорщицких организациях». В 1799–1800 гг. в Англии были приняты законодательные акты, которые объявляли рабочие собрания незаконными и накладывали запрет на проведение демонстраций. Однако эти законы не смогли усмирить рабочих, а, наоборот, стимулировали их объединяться в борьбе за свои права. Многочисленные местные профсоюзные организации стали налаживать связи друг с другом, чтобы обмениваться опытом и организовывать совместные действия.
Профсоюзное движение первоначально было чисто мужским, женщин в профсоюзы не принимали. Этим не без успеха пользовались предприниматели: используя новейшие разработки в области техники, упрощающие труд наемного работника, работодатели стремились заменить рабочих-мужчин на женщин как на более дешевую и менее организованную рабочую силу.
Становление и развитие профсоюзного движения в разных странах происходило в целом по английскому образцу, но с запаздыванием и разными темпами.
Во второй половине ХХ в. революционный период развития профсоюзов окончательно завершился, победила идеология социального партнерства. Профсоюзы отказались от нарушений социального мира в обмен на признание профсоюзных прав и государственные социальные гарантии.

Предпосылки зарождения профсоюзного движения на Гродненщине и Берестовитчине (1905 – 1921 гг.)

Рабочий класс Гродненской губернии , являвшийся частью пролетариата Беларуси и России, был политически бесправен и подвергался жестокой эксплуатации со стороны национальной и иностранной буржуазии.
Условия труда рабочих были нестерпимыми. На тяжелых работах применялся преимущественно ручной труд.
Особенно варварской эксплуатации подвергались женщины и дети, труд которых в промышленности был широко распространен.
Принятые царским правительством законы: об ограничении труда детей и подростков (1882 г.), запрещение труда ночью для женщин и подростков до 17 лет (1885 г.), введение выходных и праздничных дней, сокращении рабочего дня (1897 г.), ограничении штрафов, действовали избирательно.
Чрезвычайно тяжелые условия труда и быта вызывали сопротивление со стороны рабочих. Они постепенно втягивались в борьбу за улучшение своего положения. Под влиянием выступлений рабочих в защиту своих прав и интересов на Гродненщине стали возникать рабочие организации. В 1898 – 1900 годах в Гродно произошло 12 стачек и забастовок рабочих. Власти всеми средствами преследовали любые попытки добиться политических свобод путем проведения собраний, демонстраций, забастовок. Собрания народа на улицах, площадях и других местах запрещались. Виновные в нарушении этих правил подвергались аресту или большим штрафам. В России назревала революция 1905 года. В белорусских губерниях в январе 1905 года бастовало 20 тыс.рабочих, в том числе и в Большой Берестовице. Рабочие и служащие вышли на улицы с требованием свержения самодержавия, установления 8-часового рабочего дня и достойной заработной платы. В 1906 году в Гродно функционировало 8 профсоюзов, в том числе и профсоюз учителей, которые объединяли 907 человек.
В Волковысском, Гродненском и Бельском уездах действовали группы (организации) Всероссийского профсоюза учителей и деятелей народного образования. Так, Волковысской группой руководил бывший учитель Мало-Берестовицкого народного училища Гресь Константин Семенович.
Из архивного фонда:
18.09.1907 г.
Начальніку Гродзенскага Губернскага жандарскага ўпраўлення палкоўніку Карпаву пад грыфам “совершенно секретно” паступіў цыркуляр ад начальніка Ваўкавыскага павятовага жандарскага ўпраўлення. У ім паведамляецца:
— … несмотря на продолжительное негласное наблюдение установить точно состав и численность Волковысской группы «Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию» не представилось возможным. Из имеющихся сведений и установленному наблюдению можно почти безошибочно сказать, что председателем и главным деятелем Волковысской группы состоит проживающий в Волковысске бывший учитель Мала-Берестовицкого народного училища родом из крестьян из деревни Песчанки Городокской (Грудской) волости Белостокского уезда Гресь Константин Семенович, находящийся в настоящее время под негласным наблюдением полиции.
В январе 1906 года было возбуждено дело по исследованию степени политической благонадежности брата упомянутого Константина — Михаила Греся, подговаривавшего якобы крестьян не платить подати и прочее. Среди бумаг, обнаруженных при обыске у Михаила Греся, была найдена копия резолюции Мало-Берестовицкого съезда учителей и за подписью Константина Греся, в каковой ничего преступного не содержалось. При дальнейших обысках у народных учителей получены сведенья, указывающие на учителей созвать местные съезды… Нами был изучен вопрос на предмет изучения списка делегатов Всероссийского съезда учителей от Гродненской губернии, но материал был настолько скуден, что эту мысль пришлось оставить в стороне и слежка за почтовой перепиской, по соглашению с Гродненским Губернатором, была прекращена. Но в результате исследования этой переписки было установлено, что Константин Гресь живо интересуется вопросом о современном положении учителей и задачах Всероссийского Союза учителей.
Было также возбуждено дело по исследованию степени политической благонадежности Константина Греся в виду составления полицией протокола о принадлежности его и некоторых других лиц к «революционной партии».
Это предположение при проведении тщательной проверки подтверждения не получило и в отношении всех прочих наблюдение было прекращено без всяких последствий, а в отношении Константина Греся ввиду его участия на Мало-Берестовицком и Терриокском съездах учителей было возбуждено ходатайство об отстранении его от должности народного учителя (Мало-Берестовицкого училища) каковое ходатайство было и уважено. Ввиду сего за Константином Гресем было установлено негласное наблюдение.
Все выше изложенное, в связи с полученными в разное время данными наблюдения указывает, что Константин Гресь является лицом, способным для руководства Волковысской группы Союза учителей. Он весьма увлекающийся и энергичный молодой человек, слегка фантазёр, но тем не менее человек идеи. Наблюдением не было установлено, чтобы бы его часто посещали учителя окрестных народных училищ, но сам он постоянно отлучается на короткое время из Волковысска и преимущественно в город Белосток, в местечки Велика Берестовица и Малая-Берестовица и Городок.
В Волковысске с ним проживал с апреля по август родной брат, народный учитель Брестского уезда Григорий Гресь.
С 25 июля по настоящее время с ним живет состоящий под наблюдением, как данный на поруки и привлеченный к дознанию… бывший народный учитель из Пружанского уезда Степан Семенов Трусь, который проживает в Волковысске совместно с учителем Волковысского приходского училища Семоновичем, ведут общение с еврейской, политически неблагонадежной молодежью, ввиду чего многие из добропорядочных жителей города отказали Гресю в преподавании уроков своим детям. По негласным сведеньям вышеназванный Семонович состоит кассиром местной группы учительского союза по оказанию материальной помощи учителям, отстраненным от должности за противоправительственную деятельность.

12.10.1907 г.
З Санкт-Пецярбурга, з Міністэрства ўнутраных спраў – Дэпартамента паліцыі паступіў цыркуляр з паметкай “совершенно секретно” Начальніку Гродзенскага Губернскага жандарскага ўпраўлення палкоўніку Карпаву. У ім паведамляецца:
— Департамент полиции просит Ваше Высокоблагородие сообщить сведения о том, продолжают ли в настоящее время состоять на службе в качестве учителей лица, упоминаемые Вами в рапорте за 18 сентября, а также уведомить, по каким именно основаниям не было против них принято мер пресечения — безусловное содержание под стражей, несмотря на серьезное значение предъявленного к ним обвинения в противоправительственной агитации … среди войск и в подстрекательстве крестьян к аграрным беспорядкам и к ниспровержению существующего общественного строя.

Из характеристики, составленной на Константина Греся Гродненским губернским жандармским управлением, мы узнаем, что это был высокообразованный молодой человек, обладавший большими организаторскими способностями и умением быстро убеждать людей, пользовавшийся авторитетом и уважением у местного населения. Под его руководством члены группы вели среди населения разнообразную политическую работу. Выдвигали перед местными органами власти требования «введения преподавания в школах на родном языке учащихся, введения новых методов преподавания и упрощения правописания, переустройство школы на демократических основаниях, принятия мер по улучшению материального положения учителей». Проводили работу по укреплению связей с другими профсоюзами.
Ранее Константин Гресь был организатором профсоюзной группы учителей в местечке Малая Берестовица Гродненского уезда. Организовал проведение нескольких профсоюзных съездов. Был арестован. При обыске у него нашли документы съездов и планы создания профсоюзных организаций учителей в Гродненской губернии. За активную деятельность по организации профсоюзов по требованию жандармерии был уволен с работы учителя Мало-Берестовицкого народного училища и взят под негласный надзор, как опасный общественный деятель.
В Бельском уезде с осени 1905 года активную работу по созданию профсоюзной организации проводили выпускники Виленского учительского института братья Михаил и Антон Шишко. В результате возникла Бельская группа Всероссийского союза учителей и деятелей народного образования, которая имела прямую связь с Центральным бюро союза учителей и профсоюзными организациями Петербурга.
По инициативе лидеров группы устраивались собрания и митинги крестьян, интеллигенции. На них оглашались требования к местным властям о создании более благоприятных условий для работы народных училищ. В острой форме говорилось о бедственном положении учителей. В период октябрьской Всероссийской политической забастовки и декабрьских событий 1905 года члены группы агитировали крестьян поддержать революционные выступления рабочих против капиталистов и царского самодержавия.
Учительские профсоюзные организации совместно с социал-демократическими структурами различных направлений большое значение придавали организации и проведению празднования 1-го Мая. В этот день устраивались маевки, митинги, распространялись среди рабочих, крестьян, учащейся молодежи политические прокламации, листовки.
На маевках с речами выступали лидеры профсоюзов, партий, различных демократических объединений, которые призывали рабочих, крестьян и интеллигенцию к борьбе с капиталистами и помещиками за свои права и интересы.
В конце 1906 года Гродненским губернским присутствием были рассмотрены и зарегистрированы уставы 28 легальных профсоюзов. Кроме этого в регионе функционировало значительное количество нелегальных профсоюзов. Они создавались в силу того, что профсоюзы постоянно подвергались преследованию и гонениям со стороны царского самодержавия и его силовых структур.

Профсоюзы Гродненщины в составе БССР

Самой массовой организацией в стране Советов были профсоюзы. Не быть членом профсоюзной организации – будь то завод, фабрика, научное учреждение, институт, даже школа – было практически невозможно, потому что профкомы, завкомы, фабрично-заводские местные комитеты четко стояли на страже охраны интересов каждого из своих членов.
Профсоюзы западных областей Беларуси формировались по советской модели профсоюзного движения и были наделены широкими правами и полномочиями. Они проводили большую идеологическую, культурно-воспитательную работу среди населения. Государство не боялось передавать в управление профсоюзам важнейшие сферы деятельности потому, что они были его надежной опорой, умели сплачивать людей и решать самые сложные социальные и экономические задачи, которые стояли перед страной.
Борцом за социальное и национальное освобождение трудящихся западных областей Беларуси и берестовицкой земли был еще один наш земляк Сергей Осипович Притыцкий.
В декабре 1939 года прошли областные конференции отраслевых профсоюзов. На них было избрано 15 отраслевых обкомов профсоюзов, в том числе начальных и средних школ. В члены месткома Белостокского облисполкома был избран С.О.Притыцкий. Он возглавил культурно-массовую комиссию месткома, сделал ее работу интересной и целеустремленной в деле воспитания людей.
В годы немецкой оккупации Беларуси патриотически настроенные члены профсоюзов и их лидеры ушли в подполье, влились в партизанские отряды, помогали пленным советским воинам бежать из концлагерей.
Огромные усилия профсоюзные организации области направляли на быстрейшую ликвидацию тяжелых последствий войны и преодоление возникших трудностей в народном образовании. Война оставила белорусскому народу много осиротевших детей. Далеко не все дети школьного возраста сели за парты. Забота об их обучении и воспитании приобрела всенародный характер. Не стояли в стороне от этого дела и профсоюзы: осуществляли шефство над детскими домами, помогали в восстановлении и развитии сети школ и внешкольных учреждений, в решении других хозяйственных вопросов. Благодаря усилиям партийных и профсоюзных органов, была решена важнейшая задача – осуществлено всеобщее начальное и введено всеобщее семилетнее образование в сельской местности и среднее образование в городах и рабочих поселках.
Важное место в системе функций профсоюзов занимала деятельность, направленная на повышение общеобразовательного уровня населения республики, на воспитание всесторонне развитой, социально-активной и физически крепкой личности. Советское государство не боялось передавать в управление профсоюзам важнейшие сферы деятельности, потому что профсоюзы помогали решать сложные социальные и экономические задачи, которые стояли перед страной. Профсоюзный актив участвовал в работе всех руководящих органов, где принимались окончательные решения, и где голос профсоюзов учитывался в первую очередь.
Непростым был период 90-х годов ХХ века в жизни профсоюзов. Провозглашение курса на перестройку общества явилось началом реформ в жизни профсоюзного движения области. 7 сентября 1990г. сложный процесс перестройки завершился образованием объединения профессиональных союзов Гродненской области (позже переименован в Гродненское областное объединение профсоюзов). На новом этапе профсоюзные структуры столкнулись с условиями, в которых им ранее работать не приходилось: спад производства, безработица, рост цен на продукты первой необходимости, высокая инфляция, задержки с выплатой зарплаты. Кризисное состояние экономики привело к недовольству наемных работников: происходило сокращение численности областной профсоюзной организации. Но и в это сложное время многие профсоюзные организации не поддались ликвидаторским тенденциям, сохранили свою структуру, численность, оставили на своем балансе функционирующие спортсооружения, библиотеки, клубы.
На состоявшемся IV внеочередном Съезде ФПБ (18 —19 сентября 2002 г.) было оглашено новое направление деятельности профсоюзов, налажено конструктивное сотрудничество с государственными структурами и нанимателями. После этого профсоюзы вместе с государственными структурами всерьез взялись за формирование новых общественных отношений, поддержали политику Президента Республики Беларусь по становлению социального государства, способного обеспечить реальное равноправие как отдельных людей, так и всех групп и слоев общества.
В настоящее время Гродненское областное объединение профсоюзов, Гродненская областной комитет Белорусского профсоюза работников образования и науки, являясь организационными структурами Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляют работу по координации деятельности профсоюзных организаций на территории области, оказывают им необходимую помощь, осуществляют представительство в местных исполнительных и распорядительных органах, областном Совете по трудовым и социальным вопросам, осуществляют защиту трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов.
Путь профсоюзов Гродненщины не был простым и легким. Они, рожденные в годы первой русской революции в начале ХХ века, прошли еще через две революции 1917 года (февральскую и октябрьскую), гражданскую и две мировые войны, Первую и Вторую, пережили польскую и немецкую оккупации, три общественно-политических строя и социально-экономических уклада жизни общества, в каждом из которых профсоюзы решали свои задачи, использовали соответствующие этим задачам стиль, формы, методы и направления деятельности.
И сегодня профсоюзы Гродненщины, в том числе и Белорусский профессиональный союз работников образования и науки, делают все для того, чтобы наша Беларусь была сильной, благополучной и процветающей, ведь, как сказал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, « цель у профсоюзов и государства одна – улучшение жизни людей». И в этом наше величие и залог новых успехов.

 

Председатель Берестовицкой
районной организации Белорусского
профсоюза работников образования и науки Т.А.Петрулевич



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *