Помогите ребенку скорректировать звукопроизношение

Лента новостей Образование

В дошкольных учреждениях образования закончились занятия и начались летние каникулы. Но, уважаемые родители, не забывайте про тетрадь, папку с рекомендациями учителя-дефектолога – в ней есть стихи, игры и упражнения, которые можно повторять летом с детьми, нуждающимися в коррекции звукопроизношения.

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск – не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, лесной полянки, бабушкиной козочки, маминой чашки, комнаты ребёнка, его одежды, реки, моря и так далее обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Логопедические игры онлайн помогут вашему малышу провести время с пользой и с интересом. Конечно, не забывайте о сохранении здоровья и зрения и ограничивайте время, проведенное за компьютером, до 7-10 минут для детей в возрасте 5-6 лет.  Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание – раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, что делает ребёнок, что делают другие люди и что видит ваш ребёнок.

Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа, например, спрашивайте: «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребёнок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?».

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребёнку: «Послушай, как лает собака, поёт песенку птичка, кошка своим котятам, а вот шумит ветер, идёт дождик» и т.д. А потом спросите: «Что это?». Это может быть лай собаки, песенка птички, кошечки, шум ветра, капелек дождя, гул мотора самолёта, шелест листвы, журчание ручейка и так далее.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь ещё. При затруднениях, задавайте ребёнку наводящие вопросы.

Если ребёнок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами, выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, фрукты, продукты) и назовите их ребёнку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Занимайтесь каждый день.

Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить: «Танин мяч», «большой мяч», «круглый мяч» и т.д.

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Развивайте мелкую моторику.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. Поэтому:

– собирайте, перебирайте ягоды;

– выкладывайте рисунки, цифры из камней, шишек, спичек, круп;

– играйте с мячами и мячиками (бросать, ловить);

– собирайте мозаики, конструкторы, пазлы, лего;

– перебирайте крупы;

– играйте с пальчиками (светотень, пальчики здороваются, ходьба в сапожках-крышечках и др.);

– постройте заборчик для гномика из разноцветных прищепок;

– раскрашивайте раскраски цветными карандашами;

– лепите из пластилина, теста, глины, мокрого песка.

Помните, принуждать ребёнка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению надо переходить, лишь усвоив предыдущее. Не фиксируйте внимание на ошибках, а тактично исправляйте ребёнка. Постоянно контролируйте его речь, учите правильно произносить звуки в словах, фразах. Но не требуйте от ребёнка называть или говорить то, что ему в данный момент недоступно. Помогите своему ребёнку в его развитии, в преодолении трудностей!

Елена Цыдик, учитель-дефектолог яслей-сада аг. Пограничный

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *