Музыкант

Человек и его дело

Что значит для нас музыка? Разве это не тот волшебный ключик, который  способен открыть наши души, помочь глубже  заглянуть в них и полнее узнать самих себя, свой внутренний мир? И разве  это не то колдовство, которое делает  нас лучше, добрее, сильнее и – возвышеннее? И счастлив тот, кто владеет  чудесным даром понимать, любить музыку и кто предан  ей всю свою жизнь.
Сергей Иванович Лазарчик из Большой Берестовицы именно такой человек. И в очередном «ракурсе» я просто  не могу  не рассказать  о нём.  Всю жизнь преклоняюсь перед людьми талантливыми, преданными своему делу – врачами, учителями, строителями и учёными. Но  белой завистью  «завидую» тем,  кому  дан свыше  дар художника, певца или музыканта… Такие  люди  как бы посланы дарить радость, делать  жизнь ярче. Сергей Иванович тоже  не искал для себя  профессию – это она нашла его и, похоже, с самого рождения. Потому что в музыку он окунулся сразу же, как  только  появился на свет: в  их деревенской хате звучали мелодии, исполняемые отцом на видавших  виды «хромке» и скрипке.
Гармошечка для сына
— Иван играет, — говорили, улыбаясь, сельчане, заслышав музыку субботним вечером или  воскресным днём. Вальсы, танго и польки плыли по улице, взмывали над Старинцами и терялись в недалёком лесу. Игра завораживала: руки  крестьянина Ивана Николаевича Лазарчика умели не только держать плуг, косу да столярные  инструменты. Они извлекали из гармошки да скрипки такие мелодии, что сердце  щемило или  радовалось, а душа тосковала или пела, словно обретя крылья восторга. Музыкант —  самородок знал множество белорусских народных мелодий и был  желанным  исполнителем на свадьбах и крестинах, на деревенских танцах.
— У отца, несомненно, был природный дар, — говорит Сергей Иванович. — Он так любил музыку, что не мог жить без неё. А как берёг свои  «хромку» и скрипку – пылинки с них сдувал!
Ещё несмышлёнышем я пытался,  нажимая на кнопки, извлекать  из гармошки звуки. Поставят, бывало, её на табуретку. А меня,  «музыканта», и не видно из-за  инструмента. Все смеются, я же плачу. Отец, конечно, понял, что душа  моя  не случайно к гармошке  тянется. И вот  не  поленился: сделал мне  маленькую гармошечку… из дерева. Я её  не выпускал из рук.
Этим  отец и  решил судьбу  сына. А подрос Сергей – начал  учить  его играть.
— Как умел, так и учил, — говорит мой  собеседник. – Но спустя  несколько лет как же пригодилась  мне эта  отцовская наука!
Через некоторое время музыкант-подросток начал выступать на  деревенских танцах, затем  продолжил на свадьбах.
— Короче, сменил я отца, — улыбается  воспоминаниям  Сергей Иванович.
Игра юного  сельского  гармониста  не осталась  незамеченной. В отделе культуры  спросили:
— Поедешь учиться на баяниста?
— Конечно! – Сергей и не мечтал о большем счастье.
На семейном совете решено было подарить сыну баян. И не лишь бы какой, а, поднатужившись, — самый лучший. Выбирал, конечно, отец. Весь рынок  в Гродно  обошёл вдоль и поперёк. И, в конце концов,  сказал:
— Бери этот, немецкий. Хороший инструмент.
С тем баяном  и поехал сын  в областной центр, в музыкальную школу.
— Учёба пролетела,  как один день, —  вспоминает Сергей Иванович. – Да что там: учиться  было таким счастьем! Нас трое из района баянистами  тогда  готовились стать. Но не изменил  мечте  я один…
А что  профессию  приобрёл нужную, уважаемую, понял уже в армии. Все три года  служил  на Псковщине: солдата Лазарчика сразу определили баянистом в клуб  части. А когда начальство  узнало, что дома у него есть немецкий  баян, получил он пять суток отпуска и задание: без инструмента не возвращаться.
— Вот так здорово выручил меня  отцовский  подарок, — смеётся Сергей Иванович.
Так что  домой  демобилизованный бравый солдат возвращался опытным  баянистом. Да  киномехаником впридачу.
И началась трудовая жизнь.

«Музыка  нас  связала, 
тайною  нашей  стала…»
Первая запись  в трудовой книжке – о должности  киномеханика и баяниста в Поплавском сельском клубе – «крутил» кино, играл на танцах.
— Время-то какое было! Молодёжи на селе много, по вечерам  кинозрителей и танцоров полон клуб, — вспоминает  Сергей Иванович. Молодой баянист, конечно, был в центре  внимания, особенно у девчат. Но судьба  ведь наша «пишется» на небесах, так и Сергея  ждала впереди встреча, предопределённая заранее.
… Боевая, задорная, быстрая, как ртуть, Нина  училась  в культпросветучилище, затем работала в районном Доме культуры инструктором. Танцы были  её увлечением и её стихией. И музыка, конечно, – какой же  танец без музыки? Способного руководителя танцевального кружка послали  в Минск  на годичные  курсы при хореографическом  училище.
Вернулась Нина  в 1960 году, а в РДК уже работал  новый баянист – Сергей, которого  перевели сюда  из Поплавского  сельского клуба. Конечно же,  люди  талантливые и увлечённые своим делом не могут не заметить, не  отметить друг друга. Особенно когда  выразить  чувства, объединить  сердца помогает музыка… А через год в семье Сергея Ивановича и Нины Петровны  Лазарчик родился  первый сын.
— Это было  время, когда  культура действительно «шагала» в массы, — говорит  Нина Петровна. – Мы просто «горели» на работе, хотелось учить молодёжь и пожилых людей петь,  танцевать. В старый Дом культуры – старожилы райцентра  помнят, конечно,  то здание  бывшей  синагоги – спешили девчата и хлопцы, семейные пары. Танцевали в кружке не только народные танцы – разучивали  даже  бальные!
И душой всей этой  работы, равно,  как и музыка – душа любой компании – был, конечно же, баянист. Иначе какое без него настроение?
— Зарплатой ни я, ни жена  похвастаться  не могли, а ведь  семья  у нас,  сын подрастал, — говорит Сергей Иванович. – Снова, как в ранней юности, начал  играть  на свадьбах. Часто приглашали в Клепачи, Грицевичи. Здесь и приметил меня  директор Клепачской школы Н.И.Янюк. И как-то  в райотделе  образования выразил мнение, что Сергей Лазарчик мог бы стать  хорошим учителем пения – тогда  их не хватало.
Педагогическая стезя Сергея Ивановича началась в Эйминовской  восьмилетке, он и сегодня с теплотой вспоминает директора Л.Е.Ботян, учителей школы, которые  помогали овладевать методикой  проведения уроков. Работал и заочно учился  в                  музпедучилище. А в 1964 году новая запись в трудовой  книжке: учитель  пения Малоберестовицкой СШ. Здесь  он преподавал – вдумайтесь – целых  42 года! Добирался на работу  на своём и попутном транспорте, к  тому же  был  совместителем  в  Спудвильской, Поплавской восьмилетках, в Большеберестовицкой средней школе и местном  детском  садике, а в Доме  пионеров был руководителем вокального и сольного  кружков, аккомпаниатором  танцевального и кукольного (последними двумя руководила  его жена Нина Петровна). Они вместе  старались привить  детям вкус  к творчеству, вкус  к прекрасному. И детские  коллективы района  были  в области на виду! Танцевальный кружок занял даже  второе место, а  кукольный представлял область  на республиканском  конкурсе  в Могилёве.
— В ту пору я понял для себя главное: уроки пения, работа в кружках детям важны и нужны, — говорит  Сергей Иванович. – Музыка развивает вкус, формирует  душу, воспитывает  человека.

«Еду,  еду  на  комбайне…»
Кто из земляков  постарше  не помнит, как исполняли  эту песню под  аккомпанемент Сергея Лазарчика шофера и комбайнеры колхоза «Победа» Степан  Затовка и Николай Толкач? Дуэт пел,  чуть ли  не на  всех  концертах в РДК,  выступал  в области, его выступлений ждали, горячо аплодировали.
С какой  теплотой  вспоминает  Сергей Иванович ту пору  и свою работу в коллективах художественной  самодеятельности колхозов «Победа», имени Притыцкого, райсельхозтехники и райсельхозхимии. Ездили  на смотры, завоёвывали  призовые места. А  стародворецкие  любители сцены заняли  в сердце Лазарчика – и его жены, кстати, – совсем особое место.
— Однажды  вечером  приезжает  председательский  «бобик» и меня так мило, так любезно приглашают, просят поехать в клуб, — вспоминает Нина Петровна. – Посмотрите, говорят, на наших артистов и своё слово  скажите. Ох, и хитрый был тот  председатель, Анатолий Ордынец! Знал ведь,  что колхозники любят  сцену, умеют петь и танцевать. И что я, увидев всё это, непременно «загорюсь» его идеей создать  фольклорный танцевальный коллектив.
И завертелось! Восемь семейных пар – механизаторы, животноводы, конторские работники и специалисты затанцевали, запели, зашутили. Колесник Алексей с женой Любой, Настя  Затовка с мужем, Вацлав Затовка с женой, Виктор и Валя Грушевичи, Затовка Степан – шутник, балагур, солист и танцор, каких поискать, Затовка Янина, Затовка Иосиф… Зрители кричали от восторга, когда  начинались фольклорные  постановки «Танцы на гулянцы» или  «Вясельнае-танцавальнае». Задорно, весело, смешно! И лёгкая грустинка, когда «молодая» прощается с роднёй, уезжая к мужу. Свадебный обряд передавался  так точно,  артисты  так вживались в образы! В ту  пору это был единственный  в районе  фольклорный  коллектив, он  выступал в Гродно, в Литве, его видели телезрители всей республики. В колхозе  была ещё  вокальная группа, хор, солисты. И один музыкальный  аккомпаниатор: Сергей Иванович.
Как же нужно любить  свою работу, чтобы отдавать  ей столько сил,  энергии! Чтобы  организовывать  художественную самодеятельность ещё и среди  учителей, учеников.
— Я люблю музыку, — говорит мой собеседник. – Она даёт  мне силы, делает  жизнь интересной и оптимистичной. Когда беру в руки баян – на сцене ли, в классе или дома – забываю  обо всём плохом, мелком, ненужном.
Это ли не счастье?

Отличник
народного  образования
И разве не счастье  то, что с детьми работает человек, настолько  увлечённый своим делом? Не случайно кабинет музыки и пения Малоберестовицкой  СШ был одним из лучших в области, а коллектив  художественной  самодеятельности школы все 42 года  занимал  только  призовые места. Сергей Иванович 27 лет  возглавлял  районную секцию учителей музыки и пения, его портрет  заносился на Доску почёта «Лучшие  учителя области». Кстати, в 1982 году он закончил заочно  исторический  факультет университета, преподавал  ученикам  и этот  предмет. Многочисленные Дипломы, грамоты, в том числе  Министерства  образования. Отличник народного  образования, учитель высшей  категории. Всё это —  плоды  любви  к профессии, многолетнего труда, самодостаточности личности.  И такая  оценка  приятна, конечно, педагогу-ветерану, сподвижнику своего дела. Но ещё приятнее ему, когда  ученики  всерьёз влюбляются  в музыку и становятся последователями. Как Саша Севко, Ангелина Шалкевич, Сергей Казак, Юлия Улейчик и многие, многие  другие.
Молодость не вечна, к сожалению. Большие уже внуки, правда, профессии деда они себе не выбрали, и Сергей Иванович не в претензии: каждому своя дорога. Он счастлив, что ещё работает – теперь уже в  Пархимовской базовой школе – и что по-прежнему передаёт детям свои знания и свою любовь к музыке. Года проходят, словно не касаясь этого человека: он по-прежнему бодр, улыбчив, оптимистичен.
Не молодеем мы, но это не беда,
Останься, молодость,
Побудь со мной, пожалуйста,
А если можешь, оставайся навсегда.
— это слова из любимой песни Сергея Ивановича. Человека, полвека отдавшего любимому делу.
 … А ведь всё начиналось в детстве, с той гармошки, сделанной отцом…



1 комментарий по теме “Музыкант

  1. С таким удовольствием прочла статью. Нахлынули воспоминания из прекрасного далека, когда, будучи ученицей Большеберестовицкой СШ им. С.О. Притыцкого, занималась в Доме пионеров в танцевальном кружке и имела, как я теперь понимаю, большое счастье общаться с такими замечательными людьми и педагогами как Нина Петровна и Сергей Иванович. Низкий вам поклон!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *