Листая афганский альбом…

Актуально Лента новостей

«Тот, кто не был в Афганистане, кто не прочувствовал на себе весь ужас и боль той войны, не прошел через смерть и потерю друзей, тот никогда не сможет понять, что на самом деле пережили мы. Так стоит ли об этом говорить?» — эти слова мне уже не раз доводилось слышать от воинов — интернационалистов, принимавших участие в афганской войне. И каждый раз я пытаюсь их убедить, что говорить все-таки стоит, хотя бы ради тех, кто сложил свои головы на чужой земле. Ведь можно много рассуждать о надобности или ненадобности участия наших солдат в той войне, о бессмысленности стольких жертв, но историю не перепишешь и того, что случилось, назад уже не вернешь. Но знать и помнить о тех, кто, будучи верен воинской присяге, ушел выполнять интернациональный долг в чужую страну, все-таки нужно.
…Мы рассматриваем с воином-интернационалистом Сергеем Костянко (на снимке) его солдатские фотографии, сделанные в далеком Афганистане. На выцветших черно — белых снимках – молодые улыбающиеся ребята, еще совсем мальчишки, позируют на фоне боевой техники, оружия, скудных афганских пейзажей. И даже не верится, что для многих из них это были последние фото…
18-летним юношей, после окончания профессионально-технического училища, в октябре 1986 года Сергей был призван Витебским военным комиссариатом на службу в армию. Крепкий и сильный парень был сразу направлен в «команду 20А» — так называлась часть, куда отбирали солдат для отправки в Афганистан. Три месяца он провел в учебной части в городе Термез, недалеко от Ташкента, где проходил специальную подготовку. А в январе 1987 года его вместе с товарищами переправили в Афганистан. Еще один тщательный отбор– и вот уже Сергей в 3-м отдельном батальоне, в группе специального назначения, под самым городом Кандагаром.

Афганистан встретил молодых солдат кажущимся спокойствием, но уже во вторую ночь война дала о себе знать снарядной бомбардировкой. Еще толком не понимающие того, что происходит, ребята прятались под кровати…
О том, что он служит в Афганистане, Сергей Костянко долго не сообщал родителям, не хотел их расстраивать, но командиры настояли, чтобы написал: вокруг война и смерть ходит рядом, мало ли что.
А еще тяжелую нагрузку на организмы молодых солдат давал афганский климат: зимой днем температура доходила до +30С, а ночью опускалась до 0 С, привыкнуть к таким перепадам температуры было непросто.
Психологически тяжело давалось и общение с местным населением, которое днем казалось абсолютно мирным, а ночью могло взять оружие и выстрелить в спину. И это при том, что солдаты помогали афганцам с продуктами, отдавали детям теплые вещи, а часто и свои сухпайки.
Группа, в которую попал Сергей, занималась задержанием афганских бандформирований, перебрасывающих через границу с Пакистаном оружие, боеприпасы и наркотики. Ребята 10 дней несли в засаде дежурство в горах, выслеживая опасные караваны, а затем им давалась неделя отдыха. Практически в каждое такое дежурство происходило задержание караванов, перестрелки, ранения и гибель солдат.
— Вот этот автомобиль, — показывает фото Сергей Николаевич, — вышел прямо на нашу кладку (кладка из камней делалась для того, чтобы солдаты могли спрятаться за ней и вести огонь). Машина была полностью загружена фугасами, минами, гранатами и наркотиками. К счастью, в тот раз обошлось без потерь, “душманы” не успели даже воспользоваться оружием.
Но так бывало далеко не всегда. Сергей Николаевич вспоминает тяжелый бой перед самым выводом войск из Кандагара, под кандагарской “зеленкой” (так афганцы называли места в пустыне, где была вода, растительность, деревья): тогда “душманы” отсекли группу из 22 солдат, в тяжелом бою у наших ребят закончились патроны, они бросались в рукопашную, в живых из них осталось только четверо…
Несколько раз был ранен и Сергей Николаевич, лежал в госпитале в Кандагаре, но, к счастью, все обошлось.
Три раза его представляли к награде, но дошла к Сергею почему-то только одна медаль — “За отвагу” — она и сейчас на его кителе.
Поддержка друзей очень помогала в чужой стране. Белорусы старались держаться вместе, они все там считались земляками. Витебский парень Костянко познакомился и сдружился в Афганистане с Сергеем Кухарчиком из д.Красное, что на Берестовитчине, тогда он и подумать не мог, что и его судьба приведет в наши края.
Самая большая радость, вспоминает Сергей Николаевич, которая была у солдат в Афгане, – это письма из дома и баня.
— Кстати, в нашей бане мылся и сам Александр Розенбаум, когда приезжал к нам с концертами для поднятия боевого духа, — улыбается мой собеседник.
2 года и 3 месяца провел солдат Костянко на афганской земле, мобилизовался 20 февраля 1989 года, покидал ее одним из последних…
..Мы еще раз перелистываем страницы альбома. Вот братья-близнецы, один из них погиб, а другому пришлось вести убитого брата домой… Вот этот парнишка в бою случайно ранил товарища, переодетого в афганскую одежду, а затем накрыл его своим телом и спас ценой собственной жизни… А вот этот солдат как говорят “родился в рубашке”: подрывался на мине, получил тяжелейший ожог тела, спасся при крушении вертолета и один из немногих, раненый, выжил в кандагарской “зеленке”…
После увольнения Сергей Костянко пытался устроиться на работу в Витебске, но только узнав, что он — “афганец”, наниматели отказывались от его услуг. “Видимо, боялись, что с подорванной психикой”, — с горечью в голосе говорит Сергей.
И сейчас он с благодарностью вспоминает о бывшем начальнике автобазы в Пограничном Владимире Василюке, который принял его на работу водителем, дав шанс начать нормальную мирную жизнь. Так Костянко и закрепился в нашем районе, создал здесь семью. Его жена, Ирина Михайловна, работает в библиотеке в Пограничном, дочь уже студентка, будущий экономист. Семья дружная и счастливая, за это Сергей Николаевич очень благодарен судьбе.
В трудовой биографии Костянко была еще и служба на пункте проруска “Берестовица”, с 2004 года он работает оператором Слонимского участка МГ ОАО “Белтрансгаз”.
Афганистан уже остался у него в далеких и страшных воспоминаниях, к которым не хочется возвращаться. И в завершение нашей встречи Сергей Николаевич высказал пожелание всех воинов-интернационалистов: сберечь нашу мирную и спокойную жизнь, чтобы больше никому не пришлось испытать ужасов войны.
Ирина МИКЛАШ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *