И вспомнить страшно, и забыть нельзя

Лента новостей

08Важнейшую роль в победоносном завершении Великой Отечественной войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух, который вдохновлялся не только патриотизмом, но и верой.
Всем известно, что до начала войны процветал атеизм. Практически все духовенство было уничтожено или находилось в концлагерях. Храмы или разрушались, или превращались в «овощные хранилища», святыни подвергались поруганию, многие мощи открывались и выбрасывались в мусор, церковное достояние разграблялось, колокола шли на переплавку, а иконы и книги бросали в костер. С самого раннего детства на людей обрушивалась страшная антирелигиозная пропаганда.
Но как говорится «на войне атеистов нет», и люди опять потянулись к Богу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. В домах и церквях вместе со священниками матери и сестры, жены и дети в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели. Война всколыхнула советских людей, пробудила в них святую веру, которая помогла сплотить всех против богоборческой, чудовищной по своей жестокости силы германского фашизма. Невзирая на многолетнюю пропаганду материализма, гонений на Церковь и преследования верующих, наши люди вновь стали осознавать себя православным народом. Православная Церковь объединилась со светской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Помимо материальной помощи, Церковь морально поддерживала людей на фронте и в тылу. Священники укрывали отставших при отступлении от частей красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. Особенно многочисленны были примеры участия священнослужителей в антифашистской борьбе на оккупированной территории, в нашей партизанской Беларуси.
Хотелось бы вспомнить историю священника Массолянской церкви Анатолия Ивановича Мисеюка (1917 г.р. – 03.04.2012г.), который служил в храме в годы оккупации. Каждый день любой человек, находившийся на территории врага, рисковал своей жизнью. Все священнослужители, католики и православные, были обязаны зачитывать в храмах приказы военных и гражданских оккупационных властей. Вынужден был делать это и отец Анатолий. Несмотря на то, что он зачитывал в церкви в апреле 1943 года приказ о мобилизации молодежи на работы в Германию, священник прятал молодых прихожан, рискуя не только своей жизнью, но и жизнью своей семьи.
К отцу Анатолию по рекомендации местных жителей, которые были уверены в своем пастыре, приходили партизаны. Батюшка неоднократно передавал продукты для партизанского отряда «Звезда». Сначала это происходило через связного отряда Ивана Колосникова, а после его ареста через командира роты этого же партизанского отряда Николая Шишкина. Кроме того, партизаны этого отряда вместе с Николаем Шишкиным заходили отдохнуть к священнику перед заданием и после него. В доме священника их кормили. Руководство партизанского отряда «Звезда» выдало справку священнику Анатолию Мисеюку о том, что он помогал партизанам отряда продуктами и что с его стороны «предательских дел и сотрудничества с оккупантами не замечено». Необходимо отметить, что такие справки партизанское командование выдавало крайне неохотно.
Закончилась Великая Отечественная война, но не завершились испытания отца Анатолия. Он был арестован НКВД 30 ноября 1945 года и заключен в Гродненскую тюрьму № 1. Священника обвинили в связях с немецкими властями и карателями, в антисоветском пособничестве и произнесении «проповедей антисоветского характера». Его судил военный трибунал. Не облегчили участь священника ни показания партизан и справки партизанского командования, ни показания прихожан, тех, кому священник спас жизнь. Отец Анатолий, несмотря на длительные допросы, которые длились с десяти утра до часа ночи, виновным себя не признал. Дело 089несколько раз отправлялось на доследование. 4 декабря 1946 года Судебной коллегией по Уголовным делам Гродненской области он был приговорен по статье 726 Уголовного кодекса БССР и статье 64 Уголовного кодекса БССР к семи годам исправительно-трудовых работ и конфискацией имущества. В тот же день отец Анатолий написал жалобу в Верховный суд БССР, но 3 января 1947 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда БССР оставила приговор без изменения. Отец Анатолий был реабилитирован только 31 июля 1992 года.
Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней Великой Отечественной. Уходит поколение, на чьи плечи лег тяжелый груз войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру людей, которая помогала, спасала, оберегала и верующего, и «атеиста».
Священник
Иоанн Потапчик,
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы
аг. Массоляны.
В статье использованы
материалы из книги
«Масаляны праз смугу стагоддзяў» Галины Румак



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *