Загадки белорусской природы

Лента новостей Природа и мы Тема недели

Анатолий Бернацкий, член Союза писателей Беларуси и член Союза писателей России, издавший более 80 научно-популярных и художественных книг. По образованию –
профессиональный биолог (выпускник биофака БГУ им. В. И. Ленина).

Глаза весны

За нашим старым заброшенным садом в годы моего детства таилось удивительное место, где в самые ветреные и ненастные дни сохранялся остаток тепла и первозданной тишины. Место это – дно песчаного оврага, который начинался за деревянным забором и, причудливо изгибаясь, тянулся к широкой луговой низине. С северной стороны овраг, словно еж, щетинился кустами колючего шиповника, а с южной — он был гол как сокол: ни кустика, ни деревца.
С ним у меня связаны многие события из веселой поры беззаботного детства. Кем я только не заселял этот овраг в эти годы: и злыми разбойниками, и добрыми гномами, и даже… улыбкой весны. Разбойники и гномы – это, конечно, плоды моей фантазии, которая особенно ярко разыгрывалась после прослушанных бабушкиных сказок.
А вот весеннюю улыбку я поселил туда совсем по другой причине. И виноватой в этом была моя бабушка Марья Дмитриевна. Где-то в середине апреля, когда устанавливались теплые солнечные дни, и покатые склоны оврага хорошо прогревались, бабка брала меня за руку и вела к ивовому плетню.
По дороге она рассказывала мне удивительную сказку о красавице весне, которая живет не где-нибудь за синим морем, а почти рядом – в нашем глухом овраге. И в один из дней, когда зазвенят ручьи и запоют первые птицы, она открывает свои золотистые глаза и улыбается солнцу.

-Гляди, милок, вон ее глазенки-золотиночки из земли выглядывают, — словно опасаясь кого-то, тихо шептала бабка, указывая своим длинным худым пальцем на россыпи желтых цветов-пуговичек мать-и-мачехи. – Днем они раскрываются, а к вечеру, когда спрячется солнышко и наплывут серые сумерки, тоже ко сну отходят. Все равно, как люди.
Я тянулся рукой к желтым ярким венчикам, но бабушка спешно отдергивала меня и с укоризной выговаривала: «А разве можно глазки у весны выдергивать. Ведь больно же ей будет. И осерчает она: ландышем не порадует, соловке петь закажет. Да и зачем тебе цветок? Поглумишься и выбросишь. А так – и пчелке радость, и жучку, и человеку доброму».
В охоту наглядевшись на первые весенние цветы, мы молча, каждый наедине со своими мыслями, возвращались домой. О чем думала в то время бабушка, я не знаю. А я, наверное, о той таинственной силе, что так рано вытолкнула из земли эти маленькие тоненькие растеньица. И мне до слез становилось жалко ярких цветочков, которые, словно испуганные цыплята, боязливо толпились на прошлогодней траве. Но я вспоминал, как еще раньше бабка рассказывала мне о теплых шубках, в которые одеты и стебелек, и нежный цветок мать-и-мачехи. И я успокаивался, потому что знал: в такой одежке никакой холод растению не страшен.

Тайны
майского хруща

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Где-то в конце апреля – начале мая теплый вечерний воздух наполняется ровным тяжелым гудением. Это летают майские хрущи – довольно крупные, длиной с обыкновенную булавку, коренастые жуки с широким выпуклым телом. На груди у них хорошо заметны густые и длинные волоски дымчатого цвета. Коротким пушком, словно бархатом, покрыта и спинка насекомых. Надкрылья у жуков коричнево-бурые, голова и спинка — почти черные, а брюшко с обеих сторон расписано крупными белыми треугольничками. Кроме того, последний членик тела вытянут в зубовидный отросток: у самца он длиннее, у самки – короче.
Отгуляв положенные две декады, самка приступает к выполнению основной своей задачи: к откладке яиц. А это весьма трудоемкое занятие. Как-никак, а ей, чтобы создать будущему потомству благоприятные условия для развития, приходится зарываться в почву на глубину до полуметра. Рядом с нежными корешками растений она откладывает примерно десять кучек яиц, каждое размером с семечко льна. Завершив эту тяжелую работу, самка на поверхность уже не возвращается, а в земле и умирает.
Чуть больше месяца яйца созревают, а затем из них вылупливаются мелкие грязно-желтые гусеницы. Три года они будут кормиться корешками трав, пока не вырастут в червей, размером с указательный палец. Затем личинка превратится в куколку, чтобы спустя тридцать-сорок дней выбраться из-под земли крылатым красавцем в шикарном костюме кофейного цвета.
Но этот франт с пышными усами, в гороховом фраке и белом пикейном жилете не так уж безобиден, как может показаться. Более ста лет тому назад во Франции даже был создан Союз по уничтожению майских жуков, так как вред, причиняемый им сельскому хозяйству, исчислялся миллионами франков в год. Ведь майские жуки объедают листья на деревьях не хуже прожорливой саранчи, а их личинки повреждают корешки молодых всходов.
Однако майский хрущ – это не только крылатый вредитель, но и до сих пор до конца не разгаданная тайна. Дело в том, что по всем законам аэродинамики этот жук не должен летать. Его масса около одного грамма, а, чтобы подняться в воздух, коэффициент его подъемной силы должен составлять две или три единицы. На самом же деле он меньше единицы, в то время как у лучших самолетов этот коэффициент колеблется от одной до полутора единиц. То есть, как это ни удивительно, несовершенное крыло майского жука оказалось во многом эффективнее крыла самолета.
Чтобы разобраться с этой загадкой, при Нью-Йоркском университете была даже создана специальная лаборатория по изучению этого феномена. Но проблема и по сегодняшний день окончательно не решена. Правда, удалось узнать, что перед полетом жук надувает брюшко и превращается в гибрид вертолета с дирижаблем. Но и это не объясняет его тайну.

«Глазастая» бабочка

Бабочку павлиний глаз можно встретить в самых разных местах суши: на лугу, в лесу, в городском парке, у берега реки, на пустыре, в овраге. Причем, почти в любое время года: начиная с ранней весны и до конца октября. Увидеть ее случается даже зимой во время оттепелей. Но такие события – редкость, поэтому для любителя природы и ценителя прекрасного это настоящий подарок судьбы.
Действительно, когда в середине января на прогретый ярким солнцем освободившийся от снега клочок суши где-нибудь в роще или в углу сада вдруг спланирует этот красавец мотылек, может на миг показаться, что это какое-то неизвестное растение перепутало времена года и зацвело зимой.
Правда, свой яркий наряд бабочка демонстрирует только во время полета. В этот миг ее крылья широко развернуты и на красном фоне каждого из них отчетливо заметны голубые пятна в обрамлении желтого или оранжевого кольца. Настоящие глаза дикого зверя. И, конечно же, не каждая пичуга рискнет броситься на это страшное четырехглазое существо: лучше она останется без еды, чем лишится жизни.
Однако, когда бабочка опустится на землю, сложит крылья и замрет, то ее броский наряд моментально пропадает. Теперь уже перед нашим взором скромный листик черно-коричневого цвета, прошитый рядами едва заметных волнообразных линий. И увидеть его совсем непросто, даже имея зоркий глаз.
Гусеница павлиньего глаза тоже имеет оригинальную окраску, но не пеструю, как их родители, а черную, словно мантия монаха. К тому же, на теле гусеницы, как у ежа, торчат жесткие шипы. Любопытно и поведение гусениц бабочки. Выклюнувшиеся из яиц личинки живут не по отдельности, как у большинства насекомых, а большими коллективами, которые порой насчитывают более двух сотен особей. При этом они плетут общее гнездо, в котором и проводят свое детство. Когда же приходит время превращаться в куколку, они покидают общий дом, чтобы этот ответственный момент встретить в гордом одиночестве.
Анатолий Бернацкий, Брестская область.
Фото Сергея Хилюты



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *