Благодарная память сердца

80 лет Великой Победы Общество

Почти 75 лет прошло с того времени, как закончилась Великая Отечественная война, участников которой становится все меньше и меньше с каждым годом. Что мы – внуки, правнуки, можем сделать для них? Уважать, оберегать, помогать тем, кто рядом. И свято чтить память ушедших, чтобы слава их подвигов не померкла в веках.
Сегодня хочется еще раз вспомнить об участниках Великой Отечественной войны, супругах Федоре Аникеевиче и Татьяне Тимофеевне Шевелевых. К сожалению, время неумолимо, и этих людей уже нет в живых. Но сохранились их воспоминания, награды, фотографии. Их голосами говорит дочь Ольга, которая каждое родительское воспоминание о войне свято хранит в своей памяти.

– Моя мама родилась в 1923 году в Казахстане, но обстоятельства сложились так, что ее семья переехала жить в город Грозный, когда она была совсем еще маленькой, – рассказывает Ольга Федоровна. – Здесь и встретила ее Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года у мамы был выпускной вечер. Помню, она рассказывала, какими юными, счастливыми, нарядными и веселыми они с одноклассниками готовились к вечеру, и как ребята прямо оттуда, повзрослевшие и возмужавшие на несколько лет буквально за ночь, уходили на фронт.
По словам Ольги Федоровны, Татьяна Тимофеевна мечтала стать учителем истории. И уже в то время, когда шла война, сдала вступительные экзамены и поступила в Грозненский педагогический институт. В то время как раз приближалась линия фронта, и студентов, в том числе и ее маму, отправили рыть противотанковые рвы. А вскоре институт и вовсе закрыли – в здании учебного заведения был развернут военный госпиталь.
– В 1942 году мама получила первое конспиративное задание – внедриться с диверсионной целью на работу в столовую старых нефтяных промыслов, – продолжает Ольга Федоровна. – 14 октября, когда она направлялась для получения задания к майору Марченко, немцы бомбили нефтеперегонный завод в Грозном, откуда целыми грузовиками уво­зили погибших людей. Мама видела это своими глазами – жертв было не сосчитать. 75 немецких бомбардировщиков делали несколько заходов, чтобы разрушить промышленный район Грозного. Они разбомбили все нефтяные промыслы, от чего город превратился в настоящий ад. Мама рассказывала, что горела даже река Сунжа, от разлившихся по ней нефтепродуктов. Несколько дней город находился во мраке – настолько густой, черный дым стоял из-за пожаров. К счастью, фашистам не удалось завоевать город, их задержали на Тереке и погнали прочь.
– А папа мой родился в Майкопе, в зажиточной крестьянской семье, но в 1931 году они были вынуждены все оставить и переехать в Грозный.
С первых дней войны папа пошел работать на завод токарем, а затем поступил учиться в пехотное училище, правда, заканчивал его уже в Баку, куда из Грозного училище было эвакуировано в связи с наступлением немцев.
На фронт папа ушел в 17 лет младшим лейтенантом, командовал взводом противотанкового орудия на 1-ом Украинском фронте. В 1943 году он принимал участие в боевых действиях на территории Украины. Именно тогда, под Мелитополем, когда немецкие самолеты непрерывно бомбили места дислокации советских войск, он получил тяжелое боевое ранение.
О том, что папа был на войне тяжело ранен, я знала, но никогда не заводила об этом разговор. А в 2006 году, когда мой отец между жизнью и смертью находился в реанимации, и на его теле обнажились рубцы и шрамы, я спросила: «Папа, а ты помнишь, когда тебя ранили?», на что он мне ответил: «А как же, 27 марта 1943 года».
Папа тогда рассказал, что в тот день погиб весь его взвод, а он чудом остался жив, как уже потом оказалось, благодаря пуговице на его офицерской шинели, в которую попал кусок разорванного снаряда. Я как-то спросила: «Папа, а кто тебя раненного забирал с поля боя?». А он говорит: «Сам в госпиталь пошел, а там привязали ремнями к столу и начали вытаскивать все осколки из тела».
Младший лейтенант Шевелев потом долго лечился в госпиталях. Сначала в Киеве, затем в Саратове и Грозном. Вследствие тяжелого боевого ранения врачи хотели ампутировать ему правую руку, но Федор наотрез отказывался от операции. И тогда к нему ночью подошла молодая женщина-хирург и предложила помочь спасти руку, но нужно было выбирать: либо она всю жизнь будет постоянно висеть, либо совсем не будет разгибаться. Молодой офицер выбрал второй вариант.
Но, к сожалению, даже после этой операции рука все равно беспокоила Федора, врачи твердили: «Ампутировать!», а он ни в какую не соглашался – ему едва исполнилось 20 лет, и остаться без руки было очень страшно. И тогда доктора сказали: «Не хочешь лечиться – иди воевать». И младший лейтенант Шевелев отправился в Ростов-на-Дону для получения назначения. Когда представлялся перед генералом, тот строго спросил: «Почему не по форме честь отдаете?!».
– Рука после ранения не разгибается, – ответил Федор.
– А кто ж тебя на фронт-то отправил, сынок? – удивился генерал.
После этого случая младшего лейтенанта Федора Шевелева комиссовали, дали инвалидность III группы.
Воевать Федору Аникеевичу пришлось недолго, около полугода. Но, как известно, на войне день за год идет, и хоть телесные раны со временем затянулись, в душе и сердце они поселились навсегда.
Каждый из супругов Шевелевых прошел вой­ну и приближал долгожданный День Победы по-своему, но встретили они его вместе, работая в ремесленном училище города Грозный. Татьяна – комсоргом, а Федор – старшим военруком.
1 сентября 1945 года молодые люди поженились. В 1946 году у пары родился сын Геннадий, которого, к сожалению, уже нет в живых. Через пять лет на свет появилась дочка Ольга.
Напросился вопрос: «Как проходили послевоенные годы для ваших родителей?», на что Ольга Федоровна кратко ответила: «Они же совсем молодые были, работали не покладая рук, нас воспитывали, на ноги ставили. Как и всему народу, молодой семьей пришлось пережить страшный голод послевоенного времени. Выжили только за счет того, что папа, с детства приученный к крестьянскому труду, научился клеить калоши и шить тапки – этим и зарабатывал на пропитание для семьи».
Федор Аникеевич до самой пенсии проработал начальником военизированной охраны, а его супруга диспетчером пожарной связи.
– После выхода на пенсию, родители еще несколько лет вместе трудились на Грозненском радиозаводе в военизированной охране, – говорит моя собеседница. – В Олекшицы мы забрали родителей из Грозного во время известных там событий в 1991-м году. С тех пор они здесь и жили.
Среди множества наград ветерана войны Федора Шевелева самая почетная – орден Красной Звезды. Татьяна Тимофеевна была награждена медалью «За оборону Кавказа», есть у нее орден Отечественной войны ІІ степени.
– Несмотря на тяжелые ранения, папа прожил 90 лет, и ушел из жизни в апреле 2014 года, — вспоминает Ольга Федоровна. — И когда его не стало, мы с мамой подумали: он ушел к своим однополчанам, к тем девятнадцатилетним мальчикам, которые умерли на поле боя и ждали его в бессмертном полку целых 70 лет.
Мама тяжело переносила эту утрату, очень болела. Перешагнув 95-летний рубеж, она ушла из жизни в октябре 2018 года.
Мои родители – это пример верности, преданности друг другу и настоящей, искренней любви. По жизни стойкие, они всегда поддерживали друг друга и были вместе до последнего вздоха.
Светлая память моим маме и папе, как и тем миллионам ветеранов, которые честно жили, беззаветно служили Родине, растили детей и создали все то, чем мы сегодня пользуемся.
Анжелика Дудко,
фото автора
и из семейного архива



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *