Берестовичанка Данута Говсь: «Я благодарна жизни и людям»

Лента новостей Общество

В нашем районе есть небольшая тихая деревушка, окруженная в это время зелеными кустарниками и возвышающимися над ними деревьями. Теперь там осталось чуть более десятка домов, в которых живут люди. Здесь практически всю свою жизнь прожила Данута Говсь, которую уважают и односельчане, и те, с кем ей приходилось в разное время вместе работать.
Родилась Данута Станиславовна в деревне Меньки незадолго до войны, в Девятки семья переселилась, когда ей было 10 месяцев.
Детство, как и у многих других в то время, было довольно сложное: в семье было 5 детей, отец умер рано, когда ей было всего 5 лет, мать всю работу делала сама, без мужа, и дети помогали матери по мере возможности.
– Войну я практически не помню – рассказывает она. – Маленькая была, только осталось в памяти то, как мы с братом прятались под кроватью от каких-то незнакомцев, которые что-то искали, когда родителей дома не было.
Забегая вперед, можно сказать, что уже потом, после того, как девушка окончила восьмилетку, последствия войны оказали влияние и на ее жизнь. Дана мечтала быть медсестрой, вместе с подругой поступили учиться, но через несколько дней после начала учебы мама испугалась, что если снова будет война, то дочку заберут на фронт, и забрала ее с учебы. Как видно, для ее мамы не прошло бесследно время военного лихолетья, и она старалась оградить свою дочь от возможных военных невзгод и в будущем.
– Бедно тогда жили, – продолжает свой рассказ Данута Станиславовна. – В первый класс я пошла в обияках – обуви на деревянной подошве, к которой сверху прибит дерматин. А когда наступила зима – а зимы тогда были снежные, – приходилось ходить и по сугробам, снег настолько налипал на подошвы, что я не могла передвигать ноги. Около месяца не ходила на занятия, пока люди из нашей деревни не дали мне обувь.
Девушка окончила 8 классов Клепацкой школы, в 1957 году стала работать учетчиком на ферме в своей деревне. В ее обязанности входило принимать молоко от доярок и отвозить на повозке в Кваторы на приемный пункт. Тогда ферма была небольшая, молока было немного, справлялась.
Через три года, в 1960 году она начала работать в бухгалтерии местного колхоза. Колхозы объединялись, меняли названия, но место работы оставалось, по сути, тем же. Не останавливаясь на достигнутом, уже будучи замужем, в 1967 году она окончила шестимесячные курсы счетоводов колхозов, а затем была вечерняя школа. И до 2002 года она работала, в основном, в должности кассира, 20 лет совмещая эту должность с деятельностью казначея профсоюзной организации.
Для нее в радость было активно участвовать в жизни колхоза: и в работе сандружин, и в художественной самодеятельности – в колхозе был хор, и в работе первичной организации ДОСААФ.
По свидетельствам людей, с которыми она раньше работала, Данута Станиславовна всегда отличалась общительностью, она любит и понимает юмор. На работе всякое бывало, иногда не было возможности за один день всем выдать зарплату, некоторые начинали возмущаться, а она могла все перевести в шутку, разрядить ситуацию.
– Теперь очень приятно, когда помнят те люди, с которыми работала, – делится она. – Когда находилась в Пограничном, люди, зная, что мне добираться в Девятки, останавливались, предлагали подвезти. В деревне своей тоже дружно живем, общаемся друг с другом. Уже более 15 лет я староста деревни. Муж тоже местный был, с хутора , что возле Чапличей, работал в колхозе водителем, умер 10 лет назад.
Данута Станиславовна считает себя богатой женщиной – у нее трое детей, пять внучек, четверо правнуков. Все живут в Гродно, на зиму ее в деревне уже не оставляют, забирают к себе, только весной привозят – все-таки у себя дома лучше. Женщина рада, что сама, несмотря на возраст, делает небольшую работу по дому, готовит себе еду, даже соленья на зиму.
– Теперь нормальные условия для жизни: дети обеспечены, я тоже обеспечена, еды хватает, денег хватает, жить можно, но уже времени не очень много осталось, – с некоторой грустью улыбается Данута Станиславовна. – И я благодарна жизни и людям за все.
Светлана Грибанова,
фото автора
и из архива Дануты Говсь



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *