Армия Крайова: о каким преступлениях аковцев рассказывали мирные жители. Выдержки из протоколов свидетельских показаний. Часть II

Лента новостей Тема недели

Чтобы не ошибаться в оценках событий сегодняшних дней, нужно хорошо знать историю. Только так можно четко понимать исторические корни многих звучащих сегодня заявлений, попыток неприкрытого вмешательства, особенно со стороны стран-соседок, во внутренние дела белорусского государства.

Недавняя возмутительная история, произошедшая в польской школе в Бресте с участием консула Польши, – один из таких примеров. Детям внушали, что преступник Ромуальд Райс и его группа, расстрелявшая этнических белорусов в приграничных деревнях, – герои в борьбе с коммунизмом.

Таких попыток переписать историю в собственных интересах, соседи сегодня, к сожалению, предпринимают немало. Чтобы четко видеть подоплеку этих шагов и их корыстные мотивы, нужно чаще заглядывать в прошлое, где кроются многие ответы.

В этом поможет цикл исторических публикаций в газете «Гродзенская праўда». Об истинных мотивах польской Армии Крайовой – можно прочитать здесьздесьздесь и здесь.

Из протокола допроса жителя деревни Лесница, Гродненского района: «…неизвестные пришли ночью и спросили, есть ли у меня лошадь. Они под оружием вывели меня в сарай и заставили запрячь лошадь, сказали, чтобы в 9 часов утра я пошел по их следам и забрал лошадь. Пригрозили, чтобы до 9 утра я никому не заявлял о том, что они забрали мою лошадь, а если заявлю, то в следующий раз они придут убить меня. Между собой бандиты говорили на польском языке и ломаном русском. Еще забрали лошадей у трех жителей нашей деревни».
Из свидетельских показаний: «… ночью бандиты стали стучаться в дом. Я не открывал. Когда они начали угрожать расстрелом, я открыл дверь, и в дом вошли 6 человек в польских фуражках с орлами и в гражданской одежде. Между собой они говорили на польском языке. Они предложили отдать им сало, хлеб, крупу и соль. Я сказал, что у меня нет продуктов. Тогда они зажгли лампу и начали производить грабеж. Забрали пуда три свиного сала, около пуда мяса, булку хлеба и две рубашки мужские и ножную швейную машинку без станка. Той же ночью у Александра убили свинью, у Якима взяли сала три пуда и соль, у Константина убили свинью и увезли, у Антона забрали лошадь, потом в лесу он ее отыскал».

Из свидетельских показаний финагента Поречского сельсовета: «…3 мая 1946 года бандиты забрали у меня швейную ножную машинку, шинель серого армейского цвета, мужские ботинки, две палатки, самодельное одеяло, белый холст 20 метров домашней работы, полотно в клетку – 16 метров, 3 немецких мундира, бритву старую, ножницы маленькие, русскую винтовку и, не помню сколько, патроны к ней, пистолет немецкий без патронов.

Из протокола допроса: «…в июне 1946 года ночью я услышал стук в двери моего дома. В ответ услышал голос на польском языке, требовавший открыть дверь. Когда я открыл, вошли 3 вооруженных бандита, одетые в немецкие мундиры, на голове у одного была пилотка, а у двух других – польские фуражки. Они потребовали выдать оружие, которое якобы хранится в моем сарае. Мы вышли на улицу, там стояли еще двое бандитов в немецком обмундировании. Подойдя к сараю, мне приказали идти первому, и, когда я вошел, один из них произвел мне выстрел в голову, отчего я упал и притворился мертвым. Стрелявший, пнул мне в бок ногой и сказал, что один уже готов, после этого все бандиты от меня ушли. Потом я узнал, что той же ночью бандиты убили в нашей деревне председателя сельсовета, заведующего избы-читальни, письмоносца и трех депутатов сельсовета, сожгли один дом, в котором проживал на квартире председатель сельсовета. Ко мне пришли, потому что узнали, что помогал партийно-советским органам».

Владимир Метлицкий



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *