Тридцать четыре года прошло с тех пор, как в современной истории человечества произошла одна из самых страшных экологических катастроф. 26 апреля 1986 года взорвался ядерный реактор на Чернобыльской АЭС. Тонны радиоактивных веществ были выброшены в воздух. Часть из них воздушными потоками моментально была разнесена на большие расстояния по всему миру. Но порядка 75 процентов этих радиоактивных выбросов выпало в виде осадков на территорию Беларуси, принеся страдания сотням тысяч людей. Свыше двух миллионов жителей оказались на зараженной территории. Из многих населенных пунктов люди были эвакуированы, и до сих пор безлюдные деревни напоминают о той страшной трагедии.
И сегодня в Беларуси на загрязненных после аварии на Чернобыльской АЭС территориях проживают более 1 млн человек, в том числе 217 тысяч детей до 18 лет. По информации Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС МЧС Беларуси, участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и других радиационных аварий на сегодня насчитывается свыше 71 тысячи. Также в Беларуси проживают 9106 инвалидов вследствие катастрофы на ЧАЭС, из них 6,5 тысяч — это те, кто ликвидировал последствия чернобыльской аварии. Среди инвалидов — 157 несовершеннолетних.
В числе тех, кто участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, наш нынешний земляк, а в те годы – житель городского поселка Брагин Гомельской области – Виталий Денисовец. Вся его трудовая жизнь в основном связана с дорожным строительством. В настоящее время он работает водителем в Берестовицком ДРСУ-160 КУП «Гроднооблдорстрой». А тогда, в 1986 году, Виталий тоже был шофером, только в автопарке №19 Брагина.
— Первые дни после аварии, — вспоминает Виталий, — я продолжал работать в обычном ритме. Никто даже не знал поначалу, что там произошло в Чернобыле. Даже 1 Мая на демонстрацию вышли, как и раньше. Это потом уже все узнали, что наш район оказался в числе наиболее пострадавших в результате аварии на ЧАЭС.
Впоследствии 52 населенных пункта Брагинщины были отселены вследствие радиоактивного загрязнения, некоторые из них подверглись принудительному захоронению. Часть нынешней территории района относится к Полесскому государственному радиационно-экологическому заповеднику, который был организован 18 июля 1988 года в белорусской части зоны отчуждения Чернобыльской АЭС на территории трех наиболее пострадавших от аварии районов Гомельской области — Брагинского, Наровлянского и Хойникского. Всего на территории заповедника находятся 96 покинутых населенных пунктов, где до аварии проживало более 22 тысяч жителей.
— У нас был свой новый дом. Военные приходили через день-два с дозиметрами, проверяли уровень радиации, — продолжает мой собеседник. — Говорили, что жить можно. Продукты были все привозные, своего ничего в хозяйстве не держали. В то же время в другом конце города в 5-этажных домах из-за радиации жильцов первого этажа выселили, но выше уже жить разрешалось.
А он жил в Брагине и продолжал работать на своем грузовике-самосвале ЗИЛ-130. Первое время приходилось заниматься перевозкой строительных материалов из 30-километровой зоны. После каждого выезда оттуда, как вспоминает Виталий, производилась тщательная обмывка автомобиля. Чуть позже за Брагином поставили пост, и в зону ездили только те, у кого были спецпропуска.
Тысячи километров исколесил Виталий по дорогам многострадальной Брагинщины, далеко не всегда безопасных в плане радиоактивного загрязнения. Он по-прежнему, как и до аварии, участвовал в ремонте и строительстве дорог. Это было тоже очень необходимо и актуально в то время.
Что таит в себе радиация позже стали понимать все, поэтому кого-то пришлось переселять в более безопасные места, а кто-то переезжал по своей инициативе. Подвергать опасности свою семью не хотел и Виталий Денисовец. В 1992 году было принято решение переселиться в Большую Берестовицу. Свой недавно построенный добротный дом в Брагине им пришлось покинуть. На новой малой родине семья Денисовец получила взамен ордер на квартиру и с тех пор живет здесь.
Вот так поневоле пришлось тысячам семей покинуть свои обжитые места и переехать в новые города и поселки. Кто знает, как бы сложилась судьба каждого из этих людей, если бы они жили на своей родине. Сегодня можно много рассуждать, кто был прав, а кто виноват в той техногенной катастрофе. Одно только понятно, что все это дело рук человека. Homo faber или человек творящий много делает для блага цивилизации на планете, но он же в результате непростительных ошибок ее и «убивает».
Сергей Хилюта, фото автора
Читайте актуальные новости Берестовицкого района, области, республики и в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!