Дом, наполненный детским смехом, – о таком мечтали супруги Кашлявик, когда создавали семью. «Хочу троих детей, а то и больше!» – говорил муж. Жена тоже против не была. Родилась Наташа, потом Полина. И тут женское здоровье дает сбой…
Первое знакомство
с «работой» мамы
Однажды на одном из семейных советов было принято ответственное решение: удочерить девочку из детского дома.
– Поехали в Саросеки в приют. Ехали целенаправленно – за девочкой. Взяли мальчика, – рассказывает Галина Кашлявик. – Мы с супругом вошли внутрь. Тяжелый оказался момент. Столько одиноких взглядов разом устремилось на нас. Много-много девочек и один мальчик трех лет. Сразу на него обратили внимание. Он даже к мужу на руки сам пришел. И как-то тогда все само собой решилось.
Потом супруги Кашлявик стали для того ребенка гостевой семьей – брали на выходные домой. Однажды после очередного отъезда обратно, в приют, мальчик задал вопрос: «Почему вы меня отвозите? Я вам не понравился?» Тогда-то сердца Галины и ее супруга Ивана екнули, и они буквально в течение месяца собрали необходимые документы, чтобы его забрать. Чтобы не терзать ни себя, ни малыша. Было и еще в семье Кашлявик четверо детей из приюта. Кто-то, достигнув совершеннолетия, покинул дом приемных родителей, кого-то забрали биологические мамы и папы, которые восстановились в правах, для кого-то нашлась постоянная семья.
– Расставание – тяжелая вещь. Прикипаешь к каждому ребенку, переживаешь за него, как о своем родном, – говорит о своих чувствах приемная мама Галина. – Но успокаиваю себя тем, что я просто выполняю работу мамы, я замещающая семья, я в этот момент даю ту ласку, заботу, тепло, внимание, учу элементарным вещам, пока биологические родители борются с какими-то жизненными проблемами.
Влад, Лера, Коля и Вика
На данный момент в семье Кашлявик четыре приемных ребенка: родные брат и сестра Влад и Лера, восьмиклассник Коля и студентка Вика. Для Влада и Леры нашлась постоянная семья. Вот уже последние дни они живут с приемными родителями.
– Влад и Валерия очень одаренные дети. Думаю, новые мама и папа нисколько не пожалеют о том, что взяли их к себе в семью, – говорит Галина Владимировна. – Из школьных предметов нет того, который бы Лере тяжело давался. Настолько ей это все нравится. На Новый год Дед Мороз принес под елку игрушечную школьную доску в комплекте с буквами на магнитиках. Так у нас каждый вечер идет продолжение уроков. Она приходит: «Задайте мне задание, давайте что-нибудь напишем!»
У Влада же больше математический склад ума и предрасположенность к спорту. Если его отдать в руки хорошему тренеру, возможно, вырастет будущий чемпион республики. Думаю, мы еще услышим его имя!
О Коле приемная мама Галина говорит, что для парня семья – это огромная ценность. Поэтому он делает все, чтобы погода в доме была ясной и солнечной.
– Наш Коля хороший помощник. Он не делит работу на женскую и мужскую. Может посуду помыть, убрать, приготовить, – рассказывает о своем приемном ребенке Галина. – Последнее любит больше всего. У нас в семье говорят: «Растет будущий офицер с прекрасным умением готовить!» Всегда рядом со мной на кухне: и тесто замесит, и салат нарежет. Что касаемо характера, то мальчик он спокойный, уравновешенный, всегда говорит осознанно. Среди друзей – лидер. Не он звонит кому-то вечером, чтобы пойти погулять, а к нему и за ним все тянутся.
Старшая сестра Коли – Вика – сейчас учится в Гродненском гуманитарном колледже на воспитателя. Для нее тетя Галя и дядя Ваня уже не приемные родители, а опекуны. Но, несмотря на это, у них очень тесные и доверительные отношения.
– Вика приезжает на выходные к нам в гости. Мы созваниваемся по два раза на день, когда она в городе. Так спокойнее. Я знаю, что она в этот момент на тренировке, знаю что ела, знаю, что с девочками в комнате поспорила. Здесь у меня такой метод: доверяй, но проверяй,– говорит Галина.
Кстати, Коля и Вика занимаются борьбой. Вика уже кандидат в мастера спорта. Большими шагами идет к успеху: есть кубок за первое место на республиканском первенстве.
О воспитании
В семье Кашлявик живут по правилу: лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Здесь не врут ни родители, ни дети. Наверное, именно поэтому складываются такие теплые и доверительные отношения:
– Когда Колька или Вика что-то сделают не так, вне стен дома, я первая узнаю об этом, – в подтверждение рассказывает приемная мама. – Они придут и сразу же сообщат о случившемся. Думаю, это о чем-то говорит.
Еще в семье нет разделения на чужих и своих. Никто не обижен. Соответственно, и требования ко всем одинаковые.
– На прошлой неделе разговаривала с Владом по поводу его поведения, – вспоминает случай приемная мама. – Я говорю ему: «Влад, я не знаю, как до тебя достучаться? Все учу правильному, а ты не понимаешь. Как нам найти общий язык?» Он отвечает: «Нас просто нужно ругать».
Школа жизни
В июне этого года будет уже десять лет, как семья Кашлявик стала приемной.
– Давно посещали мысли о том, что хватит. Последних детей выпускаем, и точка. Но это где-то внутри заложено. Все в семье и среди родни уже шутят: «Неделю выдержишь, чтобы никого не взять?» А я, если буду видеть, что нужна – не пройду мимо. Конечно, если какая-то неприятность случается – побеги, слезы, разочарования – опускаются руки. Потом собираешься и дальше идешь. У меня, наверное, школа жизни такая была. Сейчас я понимаю, что пошла по маминым стопам, повторяю ее судьбу. У нее в жизни была схожая ситуация: она стала опекуном для детей своей сестры, когда все от них отказались. Честно говоря, я так для себя думаю: пока ходить буду – буду брать детей, – признается Галина Владимировна. – Мама как-то сказала, что я выбрала для себя не благодарный труд. Но я не жду этой благодарности. Может, кто-то из этих ребят, когда станет взрослым, просто скажет своим детям и внукам, что в их жизни был человек или семья, которые помогли им, дали любовь, заботу, ласку. И это уже будет хорошо.
Елена Карпук,
фото автора