Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Дошкольное и начальное общее образование — это единый развивающий мир. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой – школа-преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? Мы уверены, что большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы, особенно если речь идет об учебно-педагогических комплексах. В нашем учреждении мы стремимся к тому, чтобы преемственность действительно была равна сотрудничеству. Здесь условно можно выделить три направления: работа с педколлективом, с детьми и родителями. Сотрудничество воспитателя и учителя заключается в изучении и анализе программ начальной школы и разновозрастной группы, нормативных документов по подготовке детей к школе, в составлении списков будущих первоклассников, в обмене опытом, в рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе. Наиболее действенными формами работы по преемственности, исходя из нашего опыта, являются посещение учителями начальной школы занятий в разновозрастной группе и воспитателями уроков в школе, а также организация методической работы в рамках методического объединения учителей начальных классов и воспитателей разновозрастной группы.
В процессе посещения занятий в разновозрастной группе интересно было наблюдать за работой детей, которые с интересом и старанием рисовали, пели, считали, решали задачки, выделяли звуки в словах, делили их на слоги, составляли предложения и тексты. Каждому ребёнку хотелось показать, что он умеет, и, конечно, понравиться будущему учителю. Интересны и для младших школьников, и для воспитанников разновозрастной группы, и для родителей совместные мероприятия «До свидания, детский сад!», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с Букварем».
В нашем учреждении особое внимание уделяется и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствуют дополнительные образовательные услуги. Уже традиционно, с 2012 года, в рамках группы кратковременного пребывания «Ознакомление со школьной жизнью с обучением чтению» воспитатель разновозрастной группы Татьяна Александровна Гольцева работает над формированием базовых знаний, умений и навыков чтения через развитие фонематического слуха у дошкольников, посредством развития интереса к чтению как к средству познания. Только то, что организованные занятия проходят в учебных кабинетах — производит на детей неизгладимое впечатление и повышают школьную мотивацию.
Учитель английского языка Светлана Борисовна Потапчик убеждена, что дошкольный возраст является самым благоприятным для изучения иностранного языка. Это мнение разделили и родители дошкольников. Поэтому для воспитанников разновозрастной группы с 2016 года организована дополнительная образовательная услуга свыше базового компонента на платной основе «Английский язык в дошкольном учреждении». Светлана Борисовна подобрала увлекательные пособия, материалы, раздаточный материал для ребят. Работа строится с учетом того, что ведущий вид деятельности дошкольника — игра. Любому ребенку будет интересно заниматься, если у него будет возможность «играть». «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» — говорит учитель и это правило беспрекословно применяется на занятиях с дошкольниками. Зрительные опоры – это важный элемент обучения. Рассматривая картинки, видео, дети запоминают слова и фразы в визуальных образах. В начальной школе работа по изучению английского языка начинается с 1 класса в рамках факультатива «Введение в мир иностранного языка». Таким образом, есть все предпосылки для того, что во время изучения английского языка на базовом уровне с 3 класса языковой барьер не появится, а знания лучше и прочнее лягут на имеющуюся базу.
В заключение хочется сказать: только заинтересованность педагогов и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из дошкольного учреждения в начальную школу безболезненным и успешным.
Галина Козел, директор Массолянского яслей — сада-начальной школы