«Первый раз в первый класс» — кажется, совсем еще недавно эти слова говорили про вас, а теперь стать школьником готовится уже ваш ребенок. Совсем скоро прозвенит первый в его жизни школьный звонок, который откроет вчерашнему малышу дверь в удивительный и неизведанный мир. И чего больше будет в этом мире — успехов или поражений, радостей или разочарований, друзей или недругов, слез или звонкого смеха — во многом зависит от родителей.
Помните: здоровому ребенку легче дается учеба, он чувствует себя в школе комфортнее. Поэтому еще раз проконсультируйтесь с врачами, выясните, нуждается ли он в каком-либо лечении, сделаны ли ему все необходимые прививки. Надо, чтобы в школу он пошел физически крепким и закаленным.
Заранее приучите ребенка к режиму жизни школьника. Пусть он привыкнет рано просыпаться и рано ложиться спать, в первой половине дня заниматься серьезными делами: рисовать, раскрашивать картинки, строить из кубиков, помогать родителям. Важно, чтобы он много гулял, двигался, бывал на природе.
Особую радость ребенку доставляют покупки школьных принадлежностей. Делать их надо постепенно, пусть ваш малыш выбирает сам то, что ему больше нравится. Сначала лучше приобрести ранец. Разрешите будущему первокласснику походить с ним по комнате, повертеться перед зеркалом. Постепенно наполняйте ранец необходимыми вещами, подробно объясняя назначение каждой.
Приятными должны быть и хлопоты по оборудованию рабочего места. Если это письменный стол или домашняя парта, то надо заранее приучить ребенка именно здесь рисовать, рассматривать картинки, клеить… Так он привыкнет к этому месту, к тому, что оно предназначено для серьезных дел.
Первокласснику придется самому себя обслуживать. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь.
Необходимо приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм, вытереть нос.
Научите ребенка убирать свое рабочее место, бережно относиться к вещам.
Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками, и как – со взрослыми.
Самый важный способ развития детей – чтение книг. Читайте детям книги! В этом возрасте хорошо читать малышам сказки. Чтение нельзя подменить телевизором и компьютером. Об этом нужно помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. После прочтения рассказа или сказки задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, смекалку: рисование, лепку, конструирование.
Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти премудрости, не стоит ему мешать. Но если он наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.
При обучении письму учителя начальных классов часто сталкиваются с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на развитие мелкой мускулатуры руки. Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Обратите внимание, как ваш ребенок держит в руках ручку или карандаш. Иногда дети сильно сжимают карандаш пальцами, напрягая при этом руку, иногда держат возле самого стержня.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Для исправления неправильного навыка письма можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец ребенка.
Для развития мелкой мускулатуры руки можно предложить ребенку следующие виды заданий: разминать пальцами тесто, глину, пластилин; катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики; нанизывать бусинки, пуговки на нитки; завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках; штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой; резать ножницами; конструировать из бумаги (оригами); делать пальчиковую гимнастику; рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Практически все дети изначально настроены положительно по отношению к школе: они охотно слушают рассказы родителей и старших братьев-сестер про интересные уроки, новых друзей, добрых учителей. Старайтесь развить у ребенка этот интерес, не запугивайте его перспективой получения плохих оценок и вашей негативной реакции на это. Пусть для малыша школа будет гостеприимным, полным приятных сюрпризов и удивительных открытий местом, пусть он с радостным нетерпением ждет первого сентября и готовиться к этому празднику без опасений и тревог.
Светлана Сунелик,
заместитель директора
по учебной работе
Большеберестовицкой СШ