Раньше считалось, что каждый настоящий мужчина должен отслужить в армии. Теперь эта истина стала уже не такой непреложной, все чаще звучат голоса о том, что армия должна быть контрактной, а те молодые люди, которым тем или иным способом удалось избежать призыва, уже давно не вызывают осуждения у окружающих. Но все-таки большинство парней предпочитает выполнить свой гражданский долг и отслужить положенный срок.
Конечно, армия – это не место отдыха, это тяжелый и ответственный период в жизни молодых людей, когда происходит их взросление и становление характера, когда они в суровых условиях учатся защищать себя и других. Непростое это время и для родителей, переживающих разлуку со своими сыновьями и беспокоящимися о том, чтобы они живыми и здоровыми вернулись домой.
Недавний случай гибели молодого солдата в Печах всколыхнул общество, поднял вопросы неуставных отношений в армии. Конечно, немало трагических случаев происходит и на «гражданке», но можно понять и тревогу родителей, которые с беспокойством за своих сыновей задумываются, насколько безопасно служить в армии сегодня?
Чтобы узнать это из первых уст, я встретилась с Игнатом Прокопиком из деревни Мурована, который совсем недавно демобилизовался из Вооруженных Сил Республики Беларусь и вернулся на родную Берестовитчину.
В армию Игнат был призван в мае 2015 года после окончания Берестовицкого лицея. Служил полтора года в Марьиной Горке, в спецназе ВДВ.
— Конечно, сначала было нелегко справляться со всеми трудностями армейской службы, — рассказывает Игнат Владимирович. – Особенно тяжелыми были марши, во время которых мы стирали ноги до мозолей. По боевой тревоге могли поднять и ночью, бывало, что шли и в дождь, ночевали в лесу. Но со временем появляется закалка, которая помогает преодолеть все. Страшно впервые было прыгнуть с парашютом, но потом от этого получали непередаваемые ощущения, настоящий всплеск адреналина. Я изначально хотел служить в армии, поэтому был готов к трудностям и понимал, что для того, чтобы стать настоящим солдатом, придется немало потрудиться над собой и своими физическими возможностями.
Игнат признается, что его родители тоже очень переживали, когда провожали его в армию.
— Мама плакала, когда я уходил на службу, — вспоминает парень, — потом приезжала ко мне в часть, тоже разрыдалась. Но я ее всегда успокаивал: «Не переживай, все будет нормально!» Взаимоотношения в нашей части были очень хорошие, все мы жили одной семьей. Старшие военнослужащие не обижали, а, наоборот, помогали молодым. Дисциплина всегда была очень строгой, за время службы я сменил три роты, и нигде не было проблем с неуставными отношениями, везде были только хорошие друзья. Не было случаев, чтобы у кого-то забрали телефон, деньги, наоборот, все друг с другом делились. Бывает, идем в магазин, а у кого-то из друзей денег нет, то мы скидывались все вместе и покупали ему тоже что-то.
В воскресенье у нас был выходной день, мы выходили в город, в этот день мы получали телефоны и могли позвонить родным и знакомым. Но если возникала какая-то проблема, позвонить домой можно было и в другой день: подходишь к командиру, просишь разрешения, и, как правило, в таких случаях никогда не отказывали.
Рота, в которой служил Игнат Прокопик, принимала участие в параде в Минске на День Независимости. Конечно, подготовка к параду была тяжелой, но и впечатлений получено также немало.
— Я считаю, что каждый парень должен попробовать, что такое армия, — уверен Игнат. — В армии ты действительно становишься мужчиной, и это не просто слова. А еще армия научила меня ценить родителей, друзей, жизнь. Там совсем по-другому смотришь на все эти вещи, и понимаешь, что по-настоящему важно. Наверное, потому что взрослеешь, воспитываешь характер. Я посоветовал бы молодым людям не бояться идти в армию, причем, идти сразу и не пытаться искать какие-то лазейки, чтобы подольше избежать призыва. Ведь намного легче служить в возрасте 18-20 лет, пока у тебя еще нет семьи, нет обязательств перед другими людьми. Со мной служил один товарищ, которому было 27 лет, у него уже семья, ребенок, а он — в армии, в такой ситуации ему было гораздо сложнее, чем нам. Я рад, что призвался в 18 лет, отслужил и теперь могу строить свои планы и думать о будущем.
После завершения срочной службы Игнату Прокопику предлагали остаться служить в ОМОНе в Минске, но ему хотелось быть ближе к дому, поэтому и решил вернуться в родные места, сейчас устраивается на работу в РОЧС. Кстати, он подчеркивает, что это отличная возможность — отслужить в армии и потом реализовать свои способности в силовых структурах.
Ирина МИКЛАШ, фото автора