Что значит для нас музыка? Разве это не тот волшебный ключик, который способен открыть наши души, помочь глубже заглянуть в них и полнее узнать самих себя, свой внутренний мир? И разве это не то колдовство, которое делает нас лучше, добрее, сильнее и – возвышеннее? И счастлив тот, кто владеет чудесным даром понимать, любить музыку и кто предан ей всю свою жизнь.
Сергей Иванович Лазарчик из Большой Берестовицы именно такой человек. И в очередном «ракурсе» я просто не могу не рассказать о нём. Всю жизнь преклоняюсь перед людьми талантливыми, преданными своему делу – врачами, учителями, строителями и учёными. Но белой завистью «завидую» тем, кому дан свыше дар художника, певца или музыканта… Такие люди как бы посланы дарить радость, делать жизнь ярче. Сергей Иванович тоже не искал для себя профессию – это она нашла его и, похоже, с самого рождения. Потому что в музыку он окунулся сразу же, как только появился на свет: в их деревенской хате звучали мелодии, исполняемые отцом на видавших виды «хромке» и скрипке.
Гармошечка для сына
— Иван играет, — говорили, улыбаясь, сельчане, заслышав музыку субботним вечером или воскресным днём. Вальсы, танго и польки плыли по улице, взмывали над Старинцами и терялись в недалёком лесу. Игра завораживала: руки крестьянина Ивана Николаевича Лазарчика умели не только держать плуг, косу да столярные инструменты. Они извлекали из гармошки да скрипки такие мелодии, что сердце щемило или радовалось, а душа тосковала или пела, словно обретя крылья восторга. Музыкант — самородок знал множество белорусских народных мелодий и был желанным исполнителем на свадьбах и крестинах, на деревенских танцах.
— У отца, несомненно, был природный дар, — говорит Сергей Иванович. — Он так любил музыку, что не мог жить без неё. А как берёг свои «хромку» и скрипку – пылинки с них сдувал!
Ещё несмышлёнышем я пытался, нажимая на кнопки, извлекать из гармошки звуки. Поставят, бывало, её на табуретку. А меня, «музыканта», и не видно из-за инструмента. Все смеются, я же плачу. Отец, конечно, понял, что душа моя не случайно к гармошке тянется. И вот не поленился: сделал мне маленькую гармошечку… из дерева. Я её не выпускал из рук.
Этим отец и решил судьбу сына. А подрос Сергей – начал учить его играть.
— Как умел, так и учил, — говорит мой собеседник. – Но спустя несколько лет как же пригодилась мне эта отцовская наука!
Через некоторое время музыкант-подросток начал выступать на деревенских танцах, затем продолжил на свадьбах.
— Короче, сменил я отца, — улыбается воспоминаниям Сергей Иванович.
Игра юного сельского гармониста не осталась незамеченной. В отделе культуры спросили:
— Поедешь учиться на баяниста?
— Конечно! – Сергей и не мечтал о большем счастье.
На семейном совете решено было подарить сыну баян. И не лишь бы какой, а, поднатужившись, — самый лучший. Выбирал, конечно, отец. Весь рынок в Гродно обошёл вдоль и поперёк. И, в конце концов, сказал:
— Бери этот, немецкий. Хороший инструмент.
С тем баяном и поехал сын в областной центр, в музыкальную школу.
— Учёба пролетела, как один день, — вспоминает Сергей Иванович. – Да что там: учиться было таким счастьем! Нас трое из района баянистами тогда готовились стать. Но не изменил мечте я один…
А что профессию приобрёл нужную, уважаемую, понял уже в армии. Все три года служил на Псковщине: солдата Лазарчика сразу определили баянистом в клуб части. А когда начальство узнало, что дома у него есть немецкий баян, получил он пять суток отпуска и задание: без инструмента не возвращаться.
— Вот так здорово выручил меня отцовский подарок, — смеётся Сергей Иванович.
Так что домой демобилизованный бравый солдат возвращался опытным баянистом. Да киномехаником впридачу.
И началась трудовая жизнь.
«Музыка нас связала,
тайною нашей стала…»
Первая запись в трудовой книжке – о должности киномеханика и баяниста в Поплавском сельском клубе – «крутил» кино, играл на танцах.
— Время-то какое было! Молодёжи на селе много, по вечерам кинозрителей и танцоров полон клуб, — вспоминает Сергей Иванович. Молодой баянист, конечно, был в центре внимания, особенно у девчат. Но судьба ведь наша «пишется» на небесах, так и Сергея ждала впереди встреча, предопределённая заранее.
… Боевая, задорная, быстрая, как ртуть, Нина училась в культпросветучилище, затем работала в районном Доме культуры инструктором. Танцы были её увлечением и её стихией. И музыка, конечно, – какой же танец без музыки? Способного руководителя танцевального кружка послали в Минск на годичные курсы при хореографическом училище.
Вернулась Нина в 1960 году, а в РДК уже работал новый баянист – Сергей, которого перевели сюда из Поплавского сельского клуба. Конечно же, люди талантливые и увлечённые своим делом не могут не заметить, не отметить друг друга. Особенно когда выразить чувства, объединить сердца помогает музыка… А через год в семье Сергея Ивановича и Нины Петровны Лазарчик родился первый сын.
— Это было время, когда культура действительно «шагала» в массы, — говорит Нина Петровна. – Мы просто «горели» на работе, хотелось учить молодёжь и пожилых людей петь, танцевать. В старый Дом культуры – старожилы райцентра помнят, конечно, то здание бывшей синагоги – спешили девчата и хлопцы, семейные пары. Танцевали в кружке не только народные танцы – разучивали даже бальные!
И душой всей этой работы, равно, как и музыка – душа любой компании – был, конечно же, баянист. Иначе какое без него настроение?
— Зарплатой ни я, ни жена похвастаться не могли, а ведь семья у нас, сын подрастал, — говорит Сергей Иванович. – Снова, как в ранней юности, начал играть на свадьбах. Часто приглашали в Клепачи, Грицевичи. Здесь и приметил меня директор Клепачской школы Н.И.Янюк. И как-то в райотделе образования выразил мнение, что Сергей Лазарчик мог бы стать хорошим учителем пения – тогда их не хватало.
Педагогическая стезя Сергея Ивановича началась в Эйминовской восьмилетке, он и сегодня с теплотой вспоминает директора Л.Е.Ботян, учителей школы, которые помогали овладевать методикой проведения уроков. Работал и заочно учился в музпедучилище. А в 1964 году новая запись в трудовой книжке: учитель пения Малоберестовицкой СШ. Здесь он преподавал – вдумайтесь – целых 42 года! Добирался на работу на своём и попутном транспорте, к тому же был совместителем в Спудвильской, Поплавской восьмилетках, в Большеберестовицкой средней школе и местном детском садике, а в Доме пионеров был руководителем вокального и сольного кружков, аккомпаниатором танцевального и кукольного (последними двумя руководила его жена Нина Петровна). Они вместе старались привить детям вкус к творчеству, вкус к прекрасному. И детские коллективы района были в области на виду! Танцевальный кружок занял даже второе место, а кукольный представлял область на республиканском конкурсе в Могилёве.
— В ту пору я понял для себя главное: уроки пения, работа в кружках детям важны и нужны, — говорит Сергей Иванович. – Музыка развивает вкус, формирует душу, воспитывает человека.
«Еду, еду на комбайне…»
Кто из земляков постарше не помнит, как исполняли эту песню под аккомпанемент Сергея Лазарчика шофера и комбайнеры колхоза «Победа» Степан Затовка и Николай Толкач? Дуэт пел, чуть ли не на всех концертах в РДК, выступал в области, его выступлений ждали, горячо аплодировали.
С какой теплотой вспоминает Сергей Иванович ту пору и свою работу в коллективах художественной самодеятельности колхозов «Победа», имени Притыцкого, райсельхозтехники и райсельхозхимии. Ездили на смотры, завоёвывали призовые места. А стародворецкие любители сцены заняли в сердце Лазарчика – и его жены, кстати, – совсем особое место.
— Однажды вечером приезжает председательский «бобик» и меня так мило, так любезно приглашают, просят поехать в клуб, — вспоминает Нина Петровна. – Посмотрите, говорят, на наших артистов и своё слово скажите. Ох, и хитрый был тот председатель, Анатолий Ордынец! Знал ведь, что колхозники любят сцену, умеют петь и танцевать. И что я, увидев всё это, непременно «загорюсь» его идеей создать фольклорный танцевальный коллектив.
И завертелось! Восемь семейных пар – механизаторы, животноводы, конторские работники и специалисты затанцевали, запели, зашутили. Колесник Алексей с женой Любой, Настя Затовка с мужем, Вацлав Затовка с женой, Виктор и Валя Грушевичи, Затовка Степан – шутник, балагур, солист и танцор, каких поискать, Затовка Янина, Затовка Иосиф… Зрители кричали от восторга, когда начинались фольклорные постановки «Танцы на гулянцы» или «Вясельнае-танцавальнае». Задорно, весело, смешно! И лёгкая грустинка, когда «молодая» прощается с роднёй, уезжая к мужу. Свадебный обряд передавался так точно, артисты так вживались в образы! В ту пору это был единственный в районе фольклорный коллектив, он выступал в Гродно, в Литве, его видели телезрители всей республики. В колхозе была ещё вокальная группа, хор, солисты. И один музыкальный аккомпаниатор: Сергей Иванович.
Как же нужно любить свою работу, чтобы отдавать ей столько сил, энергии! Чтобы организовывать художественную самодеятельность ещё и среди учителей, учеников.
— Я люблю музыку, — говорит мой собеседник. – Она даёт мне силы, делает жизнь интересной и оптимистичной. Когда беру в руки баян – на сцене ли, в классе или дома – забываю обо всём плохом, мелком, ненужном.
Это ли не счастье?
Отличник
народного образования
И разве не счастье то, что с детьми работает человек, настолько увлечённый своим делом? Не случайно кабинет музыки и пения Малоберестовицкой СШ был одним из лучших в области, а коллектив художественной самодеятельности школы все 42 года занимал только призовые места. Сергей Иванович 27 лет возглавлял районную секцию учителей музыки и пения, его портрет заносился на Доску почёта «Лучшие учителя области». Кстати, в 1982 году он закончил заочно исторический факультет университета, преподавал ученикам и этот предмет. Многочисленные Дипломы, грамоты, в том числе Министерства образования. Отличник народного образования, учитель высшей категории. Всё это — плоды любви к профессии, многолетнего труда, самодостаточности личности. И такая оценка приятна, конечно, педагогу-ветерану, сподвижнику своего дела. Но ещё приятнее ему, когда ученики всерьёз влюбляются в музыку и становятся последователями. Как Саша Севко, Ангелина Шалкевич, Сергей Казак, Юлия Улейчик и многие, многие другие.
Молодость не вечна, к сожалению. Большие уже внуки, правда, профессии деда они себе не выбрали, и Сергей Иванович не в претензии: каждому своя дорога. Он счастлив, что ещё работает – теперь уже в Пархимовской базовой школе – и что по-прежнему передаёт детям свои знания и свою любовь к музыке. Года проходят, словно не касаясь этого человека: он по-прежнему бодр, улыбчив, оптимистичен.
Не молодеем мы, но это не беда,
Останься, молодость,
Побудь со мной, пожалуйста,
А если можешь, оставайся навсегда.
— это слова из любимой песни Сергея Ивановича. Человека, полвека отдавшего любимому делу.
… А ведь всё начиналось в детстве, с той гармошки, сделанной отцом…
С таким удовольствием прочла статью. Нахлынули воспоминания из прекрасного далека, когда, будучи ученицей Большеберестовицкой СШ им. С.О. Притыцкого, занималась в Доме пионеров в танцевальном кружке и имела, как я теперь понимаю, большое счастье общаться с такими замечательными людьми и педагогами как Нина Петровна и Сергей Иванович. Низкий вам поклон!