Только через 70 лет внук из Москвы отыскал захоронение деда, погибшего при освобождении нашего района.
Время неумолимо отдаляет нас от кровопролитных боев Великой Отечественной войны, и мы глубже и полнее осознаем бессмертный подвиг людей того времени, пример сплочения, патриотизма и мужества ради жизни на земле, ради Победы. Великий русский полководец Александр Суворов сказал: «Пока не захоронен последний солдат, война не закончена». Ее и в самом деле нельзя считать законченной, пока не преданы земле останки безвестно пропавших, наспех похороненных в общую могилу людей, пока не названы их имена.
Для жителя города Москвы Виктора Степанова, разыскивающего захоронение деда, Великая Отечественная война закончилась в прошлом году – могила погибшего солдата найдена. А поиски ее привели Виктора Ивановича в Беларусь, точнее, в наш район.
В январе 1945 года бабушка Виктора Степанова, Анна Ивановна, получила похоронку на мужа Алексея Федоровича Кузнецова, в которой говорилось, что «Алексей Федорович умер от ран 20 июля 1944 года и похоронен в д. им. Красина, Егленского района, Белостокской области.». К трагедии от потери любимого мужа и опоры семьи, к состоянию безысходности и разом рухнувших надежд прибавилось еще одно гложущее чувство: невозможность посетить могилу погибшего, чтобы отдать дань его памяти, чтобы возложить цветы и чтобы просто знать, где нашел свой последний приют родной человек. Ведь место захоронения, указанное в похоронке отыскать не представлялось возможным. Здесь явно вкралась ошибка и чтобы понять, где же похоронен Алексей Федорович, родным Анны Ивановны, а в частности, ее внуку Виктору пришлось проделать огромную поисковую работу. Чувство долга перед погибшим дедом, перед бабушкиными переживаниями не остановили этого человека в поисках на полпути.
– Долгие поиски места захоронения деда поначалу не давали никаких результатов, – рассказывает Виктор Иванович. – Как я понял позже, ошибки в похоронке – а это «деревня им. Красина» вместо имения Красники и Егленский район вместо Есменского (Эйсмонтовского) Белостокской области – приводили все усилия в тупик. Очень долгое время о погибших на войне родственниках можно было узнать только сухие отчетные данные. Информация в архивах вроде бы и есть, но как ее добыть – непонятно. Однако когда в интернет были выложены оцифрованные фонды Центрального архива Минобороны России («Подольский архив») многое прояснилось. На сайте «Мемориал» стал доступен обобщенный банк данных с информацией о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. Появилась возможность узнать продвижение войск той или иной части, появилось много других документов, различных хозяйственных ведомостей, списков раненых и убитых и т.д. Кропотливо изучая карты военных действий 323-й стрелковой дивизии 51-го армейского корпуса 3-й армии, где минометчиком служил мой дед, сверяя даты основных боев и дату его смерти, я выяснил, что он был ранен именно на Берестовитчине, в боях на линии Крынки — Грудок. В Красниках был медсанбат, всего пара палаток. Я нашел в архиве именной список сержантского и рядового состава дивизии, тех, кто умер от ран и от полученных на фронте болезней. В перечне имен значилась и фамилия моего деда. Там же указывалось и место захоронения – в Есменском районе возле деревни Красники. Так поиски сузились.
Но где конкретно захоронили тогда погибших? Где их могила? В прошлом году Виктор Иванович приезжал в деревню Красники и опрашивал местных жителей, а также жителей близлежащих деревень с надеждой узнать какие-либо подробности о тех далеких событиях. С помощью главного специалиста отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Берестовицкого райисполкома Елены Терентьевны Хомич, заместителя директора РУСП «Массоляны» Владимира Александровича Войтюка, жителей д.Красники Татьяны Алексеевны Рыжко и ее сына Павла Ивановича ему удалось найти в д.Каеневцы местного жителя, который знал о тех боях и показал место, где под деревом похоронили умерших от ран солдат. Позже останки погибших были перезахоронены в братскую могилу в г.п. Б. Берестовица возле памятника Скорбящей Матери. Кстати, список из медсанбатовских учетных книг фамилий воинов, перезахороненных вместе с его дедом, Виктор Иванович также передал в райисполком. В дальнейшем, при реконструкции памятника, их нанесут на мемориальные плиты.
В этом году Виктор Степанов с женой снова посетил Берестовитчину проездом в Польшу, где в Казимеж-Дольном захоронен дед жены. Москвичи побывали в Красниках на месте первого захоронения деда Виктора Ивановича – Александра Федоровича Кузнецова, отдавшего жизнь в боях за освобождение нашего района от немецко-фашистских захватчиков. Степановы возложили цветы к памятнику Скорбящей Матери в г.п. Б.Берестовица, побывали в Музее Белки, встретились с местным краеведом Николаем Паценко и главным специалистом отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Еленой Хомич.
Теперь наша земля стала для них родным местом. Ведь именно здесь, на Берестовитчине, нашел свой последний приют их дед, мужественно защищавший Родину от врагов.
Светлана Гончарова,
фото автора и из семейного архива Степановых