Еженедельно газета информирует об отключениях электроэнергии. Непонятно только, почему иногда в одних и тех же местах через определенное время происходят повторные отключения? На этот вопрос мы попросили ответить начальника Берестовицкого района электрических сетей Анатолия Гончарика:
— Основную причину отключений мы указываем в наших объявлениях – это капитальные и профилактические ремонты. Остановлюсь несколько подробнее на необходимости их проведения. Мы привыкли, что приходим домой, щелкаем выключателем и загорается свет, а если он не горит, то это вызывает удивление, даже недовольство. В этой связи для сравнения скажу, что большинство людей знает, откуда, например, берется вода из крана: есть водонапорная башня, от нее по водопроводу она поступает в дома и квартиры. Но не все знают, откуда берется электроэнергия и насколько технически сложна система получения, преобразования и доставки ее потребителям. Электрическую энергию мы получаем извне, она передается на большие расстояния по очень высокому классу напряжения. Здесь, на месте, она преобразуется и по проводам поставляется потребителям. На всем пути передачи этой энергии есть ряд преобразовательных подстанций со сложным электротехническим оборудованием, и для того чтобы оно надежно работало, ему нужна профилактика.
Существуют определенные нормы профилактических ремонтов оборудования. Все ремонты, которые регламентируются нормативными документами, проводятся по годовому графику: сначала составляется многолетний график, а потом годовой, его мы утверждаем в Гродно в вышестоящей организации и под него нам выделяют деньги. Причем, именно на тот месяц, когда мы запланировали этот ремонт. На сегодняшний день в районе более 360 подстанций и около одной тысячи километров линий электропередачи. Естественно, что в процессе эксплуатации оборудование изнашивается, изменяются физические свойства проводов, появляются дефекты на опорах. В соответствии с нормами ремонт высоковольтной линии должен осуществляться один раз в 6-7 лет, а ремонт трансформаторной подстанции – один раз в 5 лет. Это все регламентные работы. Кроме того, происходит постоянный процесс модернизации оборудования. Например, появилась возможность замены проводов на высоковольтных линиях на изолированные, что значительно повышает надежность электроснабжения, мы стараемся тут же воспользоваться ею. То же самое и с заменой подстанций, другого оборудования. Но в связи с тем, что работа на электрических линиях представляет собой опасность для здоровья и жизни людей, это оборудование мы должны отключить, мало того, что отключить – еще и обезопасить от случайного включения, если где-то на участке работают люди. И эти все моменты мы оговариваем в договорах с населением.
Нас просят отключить электроэнергию и по заявкам. Например, когда происходит валка деревьев. Было много заявок на отключение от узла электросвязи, когда связисты демонтировали провода радиолиний с совместной подвеской на наших опорах. Не исключены случаи и аварий на линиях, в том числе и на кабельных, когда они обрываются при раскопках поврежденных трубопроводов, проводимых без согласования с нами. Отключения по заявкам происходят и на время раскопок. Все эти заявки учитываются диспетчером района электрических сетей, ведется непрерывный контроль за всеми отключениями.
И, наконец, почему через определенное время мы прибегаем к повторным отключениям в одном и том же месте? Для удобства потребителей мы растягиваем сроки на более длительный период. Тот же ремонт подстанции требует, как минимум пять дней. Если все эти пять дней подряд отключать электричество, то создадутся большие неудобства для потребителей. Лучше, когда это будет происходить на протяжении большего промежутка времени с однодневными отключениями. Хотя экономически нам было бы выгоднее сделать это все сразу. Мы не можем растянуть время ремонта в течение суток и стараемся вообще не отключать электроэнергию в выходные дни, чтобы не доставлять лишних неудобств потребителям, если только речь не идет об аварийных отключениях. Время ремонта высоковольтных линий мы планируем на такой период, чтобы не причинить ущерба сельскохозяйственным культурам на полях. Мы не отключаем электроэнергию для ремонта подстанций в морозы, когда работают котельные. Всего за год мы ремонтируем порядка 30 подстанций разного типа, около 120 километров линий электропередачи разного типа. Наша задача состоит в том, чтобы абонент получал качественную электроэнергию, а качество характеризуется напряжением в сети и частотой, без чего не могут надежно работать современные электроприборы. В этом как раз и заключается цель всех профилактических ремонтов.
Сергей Хилюта