Проблема преемственности между детским садом и школой актуальна во все времена. Необходимость преемственности усиливается еще и в связи со значительно возросшей ролью дошкольного образования. Специфика нашего учреждения образования, когда ясли-сад и базовая школа находятся под одной крышей, позволяет более оптимально использовать возможности для обеспечения преемственности в организации и содержании образовательного процесса, эффективного использования кадрового потенциала.
Для успешного обучения в начальных классах ребенку необходима соответствующая дошкольная подготовка – развитие мотивационной, познавательной, эмоциональной, волевой и других сфер деятельности. С другой стороны, успешное обучение и воспитание младших школьников требует максимального учёта уровня их предшествующего развития, а также наличия целенаправленной связи в содержании, формах и методах обучения и воспитания.
Поэтому ежегодно на августовских секциях учителей начальных классов изучаются вопросы обновленного содержания образовательного процесса, совершенствования организации работы в первом классе, формирование адекватной оценки у младших школьников, контроля и оценки результатов учебной деятельности при безотметочном обучении.
В нашем учреждении создано и работает методическое объединение воспитателей дошкольного образования и учителей начальных классов. На его заседаниях рассматриваются вопросы преемственности в оценке деятельности детей, изучаются программы дошкольного образования и 1 класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть дети в дошкольном учреждении и какие требования предъявляются школой к первоклассникам. Анализ посещенных занятий и уроков первоклассников показал, что воспитатели и учителя ответственно относятся к подготовке и проведению занятий, уроков, используют игровые ситуации, которые направлены на развитие познавательной активности детей. Они чередуют игровые формы заданий с различными по степени сложности учебными формами, требующими от ребёнка волевых усилий. На уроках физической культуры и здоровья, динамических переменах обеспечивается максимальная двигательная активность детей. В структуру занятий и уроков включаются паузы, минутки отдыха в виде игр и упражнений. Учителя целенаправленно формируют у детей навыки учебной деятельности, положительное отношение к школе, устойчивый интерес, мотивы к познавательной деятельности в процессе обучения.
Знакомство будущих первоклассников со школой начинается с экскурсии в школьную библиотеку, спортивный и актовый залы, с бесед и встреч с учащимися школы.
Своеобразным руководством к работе педагогов служит обобщенный портрет выпускника детского сада, в котором объединены представления воспитателей дошкольного образования и учителей начальных классов о будущем первокласснике.
Много лет на базе дошкольного учреждения работает объединение по интересам «Экологические миниатюры» (руководитель — С.А.Предко), направленное на воспитание экологической культуры дошкольников и формирование правильных способов взаимодействия с природой. Занятия в этом объединении учат детей понимать элементарные связи, существующие в природе, сопереживать всему живому и воспринимать красоту природы. Эти составляющие экологической культуры легли в основу исследовательского проекта «Сила в воде», который ставил своей целью формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Итогом реализации проекта стала его презентация для детей старшей группы и их родителей в виде познавательной игры-развлечения. Работа по данному проекту будет продолжаться и в начальной школе, для изучения выбрана тема «Живая и мёртвая вода».
Также действенной формой работы по организации преемственности является проведение совместных мероприятий, праздников развлекательной и спортивной направленности.
Ярким мероприятием прошедшего года стал праздник «Вячоркі». Он был призван расширить знания воспитанников детского сада и их родителей о жизни и быте белорусского народа, а также содействовал воспитанию у детей любви и уважения к своей Родине, её традициям.
Поэтому при поступлении детей в первый класс процесс адаптации к школе протекает ровно и спокойно: учитель обеспечивает каждому ребёнку атмосферу успеха, самореализации, даёт возможность детям проявить себя и самоутвердиться, оказывает помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Илона Молчанова,
заместитель директора по основной деятельности Стародворецкого яслей-сада-базовой школы