Единый день безопасности дорожного движения, который прошел в минувшую пятницу, был посвящен теме безопасности пешеходов, велосипедистов, возчиков гужевого транспорта в условиях ограниченной видимости и в темное время суток. «Время стать заметным!» – таков был девиз профилактического мероприятия.
По информации ГАИ за 8 месяцев текущего года на территории Гродненской области произошло 73 наезда на пешеходов, в которых 12 человек погибли и 62 получили ранения различной степени тяжести. При этом 49 наездов было совершено в темное время суток, и более чем в одной трети случаев пешеходы не были обозначены световозвращающими элементами.
Также за этот период было совершено 19 наездов на велосипедистов, в которых 6 человек погибли и 4 были ранены. По вине велосипедистов произошло 13 автоаварий, что составляет 68 процентов от всех наездов на велосипедистов.
Зачастую совершению таких ДТП способствует нетрезвое состояние уязвимых участников дорожного движения.
На территории Берестовицкого района за отмеченный период сотрудниками Госавтоинспекции было задержано 17 нетрезвых пешеходов и 4 нетрезвых велосипедиста. В 9 случаях пешеходы привлечены к ответственности за переход проезжей части в неустановленных местах. Произошло также ДТП, в котором один пешеход погиб.
В связи с уменьшением светового дня, как отмечают в ГАИ, эта проблема становится еще более актуальной.
-Мы призываем в очередной раз всех пешеходов и велосипедистов, передвигающихся в условиях ограниченной видимости, в темное время суток, — говорит старший госавтоинспектор МО ГАИ Волковысского РОВД Елена Коробач, — строго соблюдать правила дорожного движения. Пешеходы обязаны обозначить себя в темноте световозвращающими элементами — жилетами, повязками, брелоками или подвесками из специального материала при движении по краю проезжей части, на неосвещенном переходе через проезжую часть, а также при пересечении неосвещенной проезжей части вне перехода.
Ведь в темноте пешеход или велосипедист на проезжей части становится заметным для автомобилиста в лучшем случае за 25-30 метров. Даже при скорости машины в 50 километров в час остановочный путь автомобиля превышает это расстояние. В то же время фликеры позволяют стать заметным при ближнем свете фар на расстоянии 130-140 метров, а при движении с дальним светом расстояние увеличивается до 400 метров. Это поможет водителю принять меры для предотвращения ДТП.
Велосипеды и гужевые повозки также должны быть обозначены световозвращателями (спере- ди – белого, сзади – красного цвета). Для безопасного движения важно установить на повозке или велосипеде фонари с активным светом и включать их, как только начинает смеркаться.
Специалисты советуют покупать только сертифицированные световозвращающие элементы. Это гарантирует их эффективность. А лучше всего, когда их будет несколько. Оптимальным вариантом является использование повязок и браслетов, прикрепленных на руках и ногах пешехода со стороны проезжей части.
В ГАИ напоминают, что в соответствии с правилами дорожного движения пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, а при их отсутствии — по обочине. В сложных погодных условиях, когда обочины не пригодны для движения, разрешается идти по краю проезжей части, и только навстречу движущемуся транспорту. В таком случае при ограниченной видимости и в темноте пешеход обязан обозначить себя световозвращающими элементами. За нарушение ПДД пешеходами предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 1 до 3 базовых величин. Если же пеший участник в момент совершения правонарушения находится в состоянии опьянения, штраф возрастает до 5 базовых величин.
Госавтоинспекция призывает участников дорожного движения не оставаться равнодушными в тех случаях, когда на дороге замечен пьяный пешеход или велосипедист. Избежать возможной трагедии на дороге в такой ситуации можно, позвонив по телефону 102, советуют в ГАИ.
Сергей Хилюта,
фото автора