Для того чтобы не ошибиться в оценках событий сегодняшних дней, нужно хорошо знать историю.Только так можно четко понимать исторические корни многих звучащих сегодня заявлений, попыток неприкрытого вмешательства, особенно со стороны стран-соседок, во внутренние дела белорусского государства.
Недавняя возмутительная история, произошедшая в польской школе в Бресте с участием консула Польши, – один из таких примеров. Детям внушали, что преступник Ромуальд Райс и его группа, расстрелявшая этнических белорусов в приграничных деревнях, – герои и «борцы с коммунизмом».Таких попыток переписать историю в собственных интересах, соседи сегодня, к сожалению, предпринимают немало. Чтобы четко видеть подоплеку этих шагов и их корыстные мотивы, нужно чаще заглядывать в прошлое, где находятся многие ответы.
В этом поможет цикл исторических публикаций в газете «Гродзенская праўда». Первые из них – об истинных мотивах польской Армии Крайовой.
Начало можно прочитать здесь и здесь.
Приказом верховного главнокомандующего генерала Владислава Сикорского 14 февраля 1942 года «Союз вооруженной Борьбы» (СВБ) был переименован в Армию Крайову (АК) официально. Армии Крайовой должны были подчиняться все подпольные польские организации, признававшие эмигрантское правительство в Лондоне.
Каждый вступающий в АК принимал присягу, а ее участником на первоначальном этапе формирования по свидетельству документов мог стать только поляк: «в организацию нельзя принимать евреев и белорусов, немцев и русских». Белорусы появились в АК лишь в 1943 году, когда наряду с добровольным стал использоваться принудительный мобилизационный принцип комплектации Армии Крайовой.
Из протокола допроса Ф.Маркевича: «…в 1941-ом немцы назначили меня заведующим лесозавода. Я обратился к немцу Калер, предложил своими силами отремонтировать бывший в пожаре лесозавод, бездействовавший в то время, мне разрешили, назначили заведующим завода – старшим мастером. Завод сгорел 10 ноября 1943 года… в ноябре 1943-ого, приняв от меня присягу на верность польскому эмигрантскому правительству Миколайчика, Радван мне объявил, что я назначен им комендантом конспирации АК и пляцувки №311… В августе 1944-ого вернулся бывший комендант до меня – Завея».
С созданием АК по согласованию с ее руководством устанавливалась католическая иерархия тайного воинского душпастырства, во главе которого стоял Biskup Polowy (Полевой Епископ). Исполнительная роль отводилась Полевой Курии Епископа.
Подпольная Полевая католическая курия сформировалась в сентябре 1939 года. Полевой епископ Войска Польского генерал Юзеф Гавлина с момента возникновения АК назначил ксендза полковника прелата Тадеуша Яхимовского (псевдоним «Будвич») Главным Капелланом Армии Крайовой. Яхимовскому поручалось создание конспиративной Полевой Курии АК, впоследствии названной «НАКАШ» (Naczelny Kapelan Sil Zbrojnych).
В 1943 году все уровни «НАКАШ» были укомплектованы. Большинство партизанских отделов АК имели своих капелланов. Главный Капеллан имел связь с польским эмиграционным правительством и Полевым Епископом в Лондоне. Он информировал о работе капелланов в отделах АК, о ситуации в стране. В свою очередь, из Лондона поступали инструкции, обязательные для исполнения. Помимо религиозной деятельности, капелланы перевозили тайную почту и распространяли подпольную прессу, собирали информацию по религиозной, политической, военной, хозяйственной обстановке, обеспечивали конспиративные квартиры и контактные пункты. Кроме капелланов этим занимались приходские священники, монахи и даже монахини. Специальный фонд АК в наличных деньгах и золоте хранился в одном из монастырей Вильно.
Ксендзы-капелланы принимали торжественную присягу вступивших в ряды аковцев. Речь ксендза обычно предшествовала присяге борьбе за свободу Польши. Для ксендзов-капелланов ксендз-декан проводил специальные курсы, на которых давались практические советы, как должны вести себя ксендзы в случае ареста или провала, как отвечать на вопросы во время следствия.
В начале 1944 года из Вильно поступила директива всем формированиям Армии Крайовой на местах: «расширить свои ряды, вовлекать в них больше католиков и польских патриотов» без различия, поляки они или белорусы, и привести к присяге на верность Польше. Решению этой задачи всячески способствовало католическое духовенство.
Владимир Метлицкий
Фото:из открытых источников