Чтобы не ошибаться в оценках событий сегодняшних дней, нужно хорошо знать историю. Только так можно четко понимать исторические корни многих звучащих сегодня заявлений, попыток неприкрытого вмешательства, особенно со стороны стран-соседок, во внутренние дела белорусского государства.
Недавняя возмутительная история, произошедшая в польской школе в Бресте с участием консула Польши, – один из таких примеров. Детям внушали, что преступник Ромуальд Райс и его группа, расстрелявшая этнических белорусов в приграничных деревнях, – герои в борьбе с коммунизмом.
Таких попыток переписать историю в собственных интересах, соседи сегодня, к сожалению, предпринимают немало. Чтобы четко видеть подоплеку этих шагов и их корыстные мотивы, нужно чаще заглядывать в прошлое, где кроются многие ответы.
В этом поможет цикл исторических публикаций в газете «Гродзенская праўда». Об истинных мотивах польской Армии Крайовой – можно прочитать здесь, здесь, здесь и здесь.
Именно бандитом, причем отнюдь не рядовым, был не раз упомянутый в предыдущих материалах Олех, оставивший со своими подельниками кровавый след во многих местах Гродненщины. Причем след документально зафиксированный. Вот выписка из докладной записки начальника областного управления МГБ секретарю Гродненского обкома КП(б) С. Притыцкому:
«Участниками банды Олеха за период с 1945 года по июнь 1949 года на территории Волковысского, Лидского, Желудокского, Щучинского, Василишковского и Радунского районов совершены 115 террористических актов в отношении местного населения и актива».
Анатолий Радивоник, он же «Олех», родом из Волковысского района, прибыл в белорусские леса в составе ударного кадрового батальона Армии Крайовой из-за Буга в марте 1944-го. Принимал участие в операции «Острая Брама» по освобождению Вильно от немцев до прихода частей Красной Армии с целью установления единоличного господства над западными территориями Литовский ССР.
Банда Олеха была одной из самых крупных и одной из самых жестоких, принесших множество бед людям. Убийства и вооруженные грабежи – излюбленные занятия послевоенных аковцев – держали население в постоянном страхе. Нелегко, нередко с угрозой для своей жизни и жизни близких, было вырваться из-под крыла Олеха и тем участникам банды, кто уже понял сущность этого «борца» за польскую национальную идею. Хочется напомнить, что советское правительство дважды, в 1945-м и 1947-ом годах, объявляло полную амнистию для тех, кто сложит оружие. А в 1947 году в СССР отменили и смертную казнь, что дало определенный шанс даже для очень одиозных фигур, ведь максимальный срок заключения тогда не превышал 25 лет. Но, судя по материалам уголовных дел, Олеха и его ближайших подельников с их маниакальным пристрастием к убийствам уже ничто не могло остановить.
От их рук в 1947 году погибли оперуполномоченный и участковый Василишковского райотдела милиции, а также житель деревни Песковцы Ясюкайтис. В 1948 году убиты депутат Новодворского сельсовета Хомич, учительница Пурвина, колхозник Будько, а на Лидчине – продавец магазина Серафимович, работник министерства заготовок Тарасов и, наконец, массовое убийство 10 человек в деревне Кудерки Щучинского района. И это лишь мизерная часть из списка жертв банды.
12 мая 1949 года силами Госбезопасности с привлечением полка внутренних войск верхушка банды во главе с Олехом была окружена в лесном массиве и уничтожена.
#новости гродно#история#Армия Крайова
Владимир МЕТЛИЦКИЙ