Волковысский пчеловод Александр Товкач восстановил каплицу в Старом Дворце

Актуально Из истории земли Берестовицкой Лента новостей Общество

Жители Берестовицкого района знают Александра Товкача как пчеловода из Волковыска, приезжающего к нам на ярмарки с продукцией пчеловодства и медом. Мы познакомились с Александром Владимировичем на очередной сельскохозяйственной ярмарке, когда я, делая репортаж для газеты, поинтересовалась у пчеловода: «Какой мед самый вкусный?». «Скорее всего, стародворецкий, – ответил он. – Там на хуторе, построенном еще моим дедом, неподалеку от памятника природы – старинной парковой усадьбы, у меня размещена пасека». Я сразу поняла, где это место, поскольку летом во время прогулки по парку обратила внимание на домик в отдалении и небольшое культовое сооружение во дворе. Спросила о нем у Александра Владимировича. «Это капличка, которую я восстановил по фундаменту прежней, каменной…»

Мой журналистский интерес, естественно, не дал мне оставить этот эпизод без внимания. Тем более что на страницах «Бераставіцкай газеты» в свое время поднимался вопрос о том, где же находилась стародворецкая церковь, сгоревшая, как известно из архивных источников, в 1848 году.

И вот, встретившись через некоторое время с Александром Товкачем,  я стою перед капличкой на его хуторе в Старом Дворце и беседую об идее восстановления некогда культового объекта, интересе к краеведению и  исследованию своих корней.

– Мне всегда была интересна история, – говорит мой собеседник, – в том числе, история рода и местечка, где жили предки.  С возрастом и опытом пришло осознание и того, что есть непреходящие ценности, которые объединяют, пожалуй, всех белорусов, – это сохранение памяти о людях, которые жили до нас, трудились на благо родной земли, передавали из поколения в поколение традиции и культурное наследие, способствуя тем самым формированию национальной идентичности, самобытности и чувства патриотизма.

Вот что узнал об истории своего родового гнезда Александр Владимирович. Построил его дед – Михаил Игнатьевич, в 1950 году. Сам он был родом из деревни Трумпы Волковысского района, и в то время у него была альтернатива: строиться в деревне или же поодаль. Он выбран второе. Михаил Игнатьевич занимался изготовлением и ремонтом обуви, в деревне его называли «штэпар».

Изучая имеющуюся научную литературу об истории Старого Дворца, Александр Владимирович наткнулся на книгу Анатолия Федорука «Старинные усадьбы Гродненщины». В ней первое упоминание о Старом Дворце датируется 1478 годом. Принадлежало имение Александру Судимонтовичу, владельцу Волпы. В XVI веке Старый Дворец принадлежал Павлу Гольшанскому, одному из наиболее талантливых представителей своего рода, сыгравшему значительную роль в государственной и общественной жизни Великого княжества Литовского. В начале ХХ века владельцем Старого Дворца являлся Леон Анджейкович. Не имея потомства, Леон свои имения завещал племяннице Ядвиге Мацкевич, дочери брата Михаила. Она являлась последней владелицей Старого Дворца. Леон (умер в 1924 году) и его сестра Ванда (умерла в 1919 году) похоронены в фамильной каплице в Репле.

Исследуя же материалы о стародворецкой церкви и каплице, Александр Владимирович нашел сведения о них в статье «З гісторыі пасяленняў. Стары Дворац» польского краеведа, уроженца Волковыщины Витольда Карпызы, опубликованной на с.13-15 № 1 краеведческого журнала «Ваўкавышчына», изданном в 2008 году волковысским краеведом Николаем Быховцевым. Там упоминалось следующее: «… У 1712 г. маёмасць Старога Дворца разам з ваколіцамі пераходзіць да Даніэля Выкоўскага, канюшага Вялікага княства Літоўскага, а яшчэ пазней да Адахоўскага. Калейным часовым уладальнікам Старога Дворца стаў князь Юзаф Аляксандр Ябланоўскі. … Князь Ябланоўскі, навагрудскі ваявода, … часта падарожнічаў, будаваў і ўпрыгожваў свае рэзідэнцыі ў Падгорцах, Ябланове над Неманам (непадалёку ад Воўпы), Воўпе, Старым Дворцы, Гродне і Ляхавічах. Быў мецэнатам касцёлаў, у тым ліку царквы ў Старым Дворцы. У запісе фундацыі Ябланоўскага ўніяцкай царкве запісана наступнае: “Для адлеглай царквы, якая нават знаходзіцца ў чужым прыходзе, але на тэрыторыях маіх уладанняў у Старым Дворцы, атрыманых у спадчыну, і дзе знаходзяцца маіх 8 вёсак, замысліў я пабудаваць плебанію і рэзідэнцыю”. Акрамя таго, ксёндз Самуэль Янкоўскі з гэтай царквы атрымаў тры валокі зямлі ад Ябланоўскага. Пад дакументам стаіць дата 8.10.1757 г. і подпіс Ябланоўскага. Гэта быў невялікі прыход, у якім у 1808 го­дзе налічвалася каля 300 прыхажан. Царква згарэла ў 1848 годзе, праз некалькі гадоў пасля гвалтоўнага перапісу ўніятаў у праваслаўных. Ад уніяцкай царквы засталіся пляц і каплічка, якая стала культавай як для праваслаўных, так і для католікаў. Пляц знаходзіўся ў коле старых кустоў бэзу, у цэнтры якога стаяла пабеленая каплічка без дзвярэй, з жалезным крыжам на версе. Тут хавалі нехрышчоных або неданошаных дзяцей и і свяшчэннаслужыцеляў. Пасля Другой сусветнай вайны на гэтым месцы адзін з калгаснікаў пабудаваў дом, разабраў цагляны стоўб, ужыўшы цэглу на будоўлю печкі”.

– Последняя фраза – это про моего деда, – говорит Александр Владимирович, – только он не был колхозником. Получается участок, на котором он построил дом, был расположен на территории, где стояла церковь. От упомянутой печки осталась только кирпичная труба.

К слову, в дискуссии о местоположении стародворецкой церкви на страницах «районки» подобная информация уже звучала в 2014 году в статье любителя истории из г. п. Б. Берестовица Сергея Сака.

– Вокруг участка до сегодняшнего времени сохранились остатки каменной ограды и кусты сирени, – хозяин показывает мне эти свидетельства старины. – Возвышенность посреди двора да остатки фундамента каплицы, безусловно, мешали доступу к саду и ульям. Но убрать все это у меня не поднялась рука. Ведь это намоленное место, это часть истории местечка. Старожилы вспоминали богослужения, которые здесь совершались.  Один из них даже просил, чтобы его привезли сюда, когда узнал, что я восстановил капличку.

Свою идею о восстановлении памятного места Александр Товкач воплотил в 2018 году. Капличку построил в произвольном стиле на месте, где оставался старый фундамент. Она из красного кирпича и камня, добротная и красивая. В одну из стен встроена икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, которые, в числе прочего, являются покровителями пчеловодов. Также у подножия каплички размещен надмогильный камень, датированный 1808 годом, найденный при проведении земляных работ на участке.

В планах у Александра Владимировича пригласить священника для освящения каплички. Он также готов по согласованию обеспечить доступ на участок для желающих посетить капличку.

– Ко мне как-то заезжали велотуристы из Москвы, интересовались парком, где я насчитал порядка 500 лип, и историей этого места, – рассказывает Александр Владимирович. – Увидев найденный надмогильный камень и дату на нем «1808», они с удивлением воскликнули: «Так это ж еще до Наполеона!». И правда, здесь все дышит стариной. Вокруг вековые деревья и  кусты сирени, которые впитали дух времени. Хотелось бы, чтобы вся эта красота и историческая память сохранялись как можно дольше.

Что же, Александр Товкач в силу возможностей внес свой вклад в благородное дело сохранения наследия, понимая важность этого  для будущих поколений. В Год народного единства, когда мы расставляем акценты на ценностях, которые нас объединяют, его инициатива актуальна и заслуживает благодарности.

Светлана Гончарова, фото автора  



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *