Залоговая система возвращается

Лента новостей Общество

Все, кто жили в советское время, помнят, как бережно относились люди к стеклянной таре. Особенно ценили бутылки, потому что это были своего рода «живые» деньги. Каждая стеклянная пивная бутылка, например, стоила 12 копеек. Это при том, что буханка хлеба продавалась за 14,16 либо 18 копеек.

Были, правда, и перегибы. Не всегда удавалось без проблем сдать эту самую тару в приемных пунктах. Зато, как рыба в воде, чувствовали себя приемщики стеклотары. Проведя пальцами вокруг горлышка, они определяли пригодность или непригодность бутылки для повторного использования. Небольшая щербинка на поверхности могла быть роковой. А если клиент оказывался не скандальным, то из принесенной большой партии можно было отбраковать несколько таких штук, а там, глядишь, и в дело с пользой для себя пустить. Иногда в торговых объектах практиковали прием пустой стеклотары взамен. Выпил кто-то две бутылки лимонада или минералки и с ними же снова в магазин приходил, чтобы еще две купить за минусом 24 копеек.

В любом магазине, где продавались молочные продукты, можно было сдать абсолютно без проб­лем и молочные бутылки, каждая из которых стоила 15 копеек. В такие бутылки обычно разливались молоко, кефир, сливки и прочие молочнокислые изделия.

Главное, что система работала, и нигде ничего лишнего не валялось, разве что после пикников на природе можно было обнаружить бутылки. И то их подбирали потом случайные прохожие.

Но вот появилась модная ПЭТ-упаковка и стала постепенно неотъемлемой и привычной частью нашей жизни. В пластиковые бутылки стали разливать газированные напитки, пиво, молоко, растительное масло и многие другие жидкие пищевые продукты. Такая тара стала пользоваться популярностью благодаря удобству в использовании. Она была ударопрочной, ее не надо было сдавать в магазин. Никто тогда не задумывался, к чему приведет в дальнейшем эта удобная тара. Вторичной переработке подвергалась только часть пластика, а скопившиеся за годы его запасы приводили все больше и больше к загрязнению окружающей среды. Дошла очередь даже до Мирового океана.

И вот снова заговорили о залоговой системе возврата бутылок. В ряде западных стран она уже внедрена и успешно функционирует. Теперь только вместо приемных пунктов в магазинах должны появиться специальные тароматы, куда опускается бутылка, а автомат выдает чек, который можно отоварить в магазине. Где-то тару будут принимать и вручную. Такое нововведение должно стимулировать людей к максимально бережному отношению к пустой таре, а, значит, и к окружающей среде. На первоначальном этапе ставится задача довести охват сдачи стеклянных и пластиковых бутылок, металлических банок до 80 процентов, а в дальнейшем приблизиться к максимальному возврату.

План мероприятий по поэтапному снижению использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную утвержден постановлением Совета Министров от 13 января 2020 года № 7. Как сообщает БелТА со ссылкой на сайт правительства, планом предусмотрено, что при проведении массовых мероприятий будет организовываться раздельный сбор отходов, в 2020-2021 годах внедрят депозитную (залоговую) систему обращения потребительской упаковки. Запланировано увеличить объемы производства экологически безопасной (в том числе бумажной, стеклянной, биоразлагаемой) упаковки.

Дело с мертвой точки уже сдвинулось. На днях появилась информацию о том, что заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства страны Виталий Смирнов в программе «Неделя» на телеканале СТВ заявил о сроках внедрения депозитно-залоговой системы в работе с упаковкой. Для внедрения и полноценной ее работы, по его мнению, необходимо около двух лет. И еще одна актуальная новость на эту тему – отказ в Беларуси в ближайшей перспективе от пластиковой тары для напитков более 1 литра.

Остается только надеяться, что производители при введении залоговой стоимости на тару не захотят продвинуть свои интересы. Иными словами, повысить параллельно стоимость и содержимого в таре. Ведь поводы для мотивации всегда найдутся.

Сергей Хилюта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *