«С тебя будет очень хороший учитель»: история бывшего директора Макаровской СШ Лидии Горчичко

75 лет Гродненской области Лента новостей Образование

Продолжить рубрику «Ровесники района» мы решили рассказом о талантливом педагоге, грамотном руководителе и искреннем человеке Лидии Александровне Горчичко, которая без малого полвека посвятила ученикам и школе.


Как все начиналось

Отношение к собственным учителям может сказать о человеке многое, если не все. Разговор о себе Лидия Александровна начинает именно с благодарности и теплых воспоминаний о своих педагогах.

– С самого детства я мечтала быть похожей на свою первую учительницу Лидию Ефимовну. Именно в ней я находила пример настоящего педагога, неиссякаемый родник знаний и заряжалась ее безграничной энергией, – с улыбкой вспоминает моя собеседница. – А образцом талантливого руководителя был директор школы Владимир Васильевич Хомчик, который также вел русский язык и литературу. Глядя на них и на других учителей, у меня и возникло желание стать учителем.

Тогда Лидия Александровна и не подозревала, что в будущем сама станет наглядным примером талантливого педагога и грамотного руководителя для своих будущих учеников.

После окончания Массолянской средней школы Лидия Горчичко год проработала учетчиком полеводческой бригады совхоза «Берестовицкий», а в 1963 году поступила на филологический факультет Гродненского педагогического института. Студенческие годы промчались как один день, но навсегда остались в памяти у моей героини. Именно тогда она повстречала свою первую и единственную любовь – Николая. Вышла замуж, и, после окончания института уехала за мужем в Волковысский район.

Там Лидия Александровна на протяжении пяти лет работала заведующей детским садом учхоза Войтковичи Волковысского зооветтехникума. А в 1972 году вернулась на свою малую родину – в Берестовицкий район.

«А с тебя, Лида, будет очень хороший учитель»

Здесь женщина устроилась на работу в Саросекскую среднюю школу учителем начальных классов.

– До сих пор помню, как шла на свой первый урок к первоклашкам и чувствовала непередаваемую гордость от того, что я – учитель, – улыбается Лидия Александровна. – Очень хорошо помню, как провела этот урок. К слову, директором школы в Саросеках был Владимир Васильевич Хомчик, который когда-то выпустил и меня. И вот он пришел ко мне на урок чтения посмотреть, как я держусь перед учениками, какой из меня учитель. Урок директору понравился, но и замечаний было много. А потом подошел ко мне и, как сейчас помню, сказал: «А с тебя, Лида, будет очень хороший учитель». Это было мое первое боевое крещение.

Школа, которая стала вторым домом

В 1990 году Лидия Александровна была переведена работать в Макаровскую школу учителем русского языка и литературы, была организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы. А позже стала заместителем директора по воспитательной работе. Наверное, тогда молодая учительница и не задумывалась, что эта школа станет для нее вторым домом.

– Я всегда очень любила школу, своих учеников, любила свой коллектив – талантливых, опытных учителей, у многих из которых пришлось чему-то учиться, за что я очень им благодарна, – поделилась Лидия Горчичко.

Нравилось моей героине работать и директором школы, которым она была назначена в 1998 году. Под ее «крылом» тогда ежегодно находились порядка 170 учеников и коллектив из 23 человек.

– Руководителем в школе быть очень непросто, – отметила моя собеседница, – О том, что это огромная ответственность даже и говорить не нужно, но я была строга и требовательна, в первую очередь, по отношению к себе. Всегда испытывала потребность в знаниях, принуждала себя к качественному выполнению любой работы, но чаще стремилась нагрузить себя сложными заданиями – уж очень мне это было по душе.

Лидия Александровна была не только директором, учителем, но и активным участником всех мероприятий школы, как учебных, так и воспитательных. Также и ученики ее школы участвовали в районных, областных конкурсах и получали грамоты и призы. К примеру, впервые в истории школы, в 2004 году, ученица 8 класса Ольга Мазовецкая приняла участие в республиканском конкурсе по белорусскому языку, что было очень почетно для школы. Учащиеся завоевали и второе место в областном конкурсе «Молодые голоса», неоднократно становились победителями район­ного интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?».

– В 2004 году школе был присвоен статус специализированной школы с эколого-краеведческим уклоном, – рассказывает Лидия Александровна, – и уже в 2005-м мы заняли 3-е место в республиканском эколого-краеведческом конкурсе на лучший краеведческий маршрут в рамках экспедиции «Наш край», руководителем которого была Алла Александровна Квятковская.

Отмечу, что наше учреждение образования первое в районе, с целью полного охвата детей воспитанием и обучением, решением Берестовицкого райисполкома было реорганизовано в «школу-сад». Это произошло в 2001 году, тогда мы стали зваться Макаровской средней школой – детским садом. Примерно в те годы у нас появился замечательный школьный музей, который создавался общими усилиями учителей, учеников и местных жителей. Был у нас и отличный школьный бар, специально оборудованный с целью оздоровления детей, куда ученики любили бегать за чаем из лекарственных трав, а учителя и персонал часто собирались на различные торжества. В 2006 году на территории школы посадили молодой сад, который и сегодня плодоносит, а раньше там мы выращивали и лечебные травы. Не забывали мы и про воспитательный эффект школьной территории, которая всегда благоухала множеством цветов.

Вообще, наша школа всегда была на хорошем счету. Мы часто принимали различных почетных гостей. Во многом к этому был причастен Сергей Егорович Чикун, который работал тогда начальником отдела образования. Всегда, по любому вопросу и с любой просьбой я могла к нему обратиться и получить мудрый совет, ощутить поддержку в его лице. Как в руководителе, меня в Сергее Егоровиче привлекала требовательность и справедливость, может потому, что я и сама такой была.

Конечно, за десять лет руководства школой хватало всего, но, как правило, сегодня помнится все только лучшее.

Между тем…

Нельзя оставить без внимания и то, что Лидия Горчичко не раз назначалась председателем избирательной комиссии Макаровецкого участка для голосования, как на местных, так и районных выборах, всегда придерживалась активной гражданской позиции и принимала участие в общественной жизни агрогородка и района в целом. Также на протяжении нескольких лет Лидия Александровна была руководителем районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

В свободное от работы время, которое, к сожалению, выдавалось редко, героиня моей публикации активно участвовала в художественной самодеятельности — пела в хоре, в дуэте с супругом, зачастую исполняла соло. Хор не раз участвовал в конкурсах художественной самодеятельности за границей, откуда возвращался с призовыми местами.

Еще одно увлечение моей собеседницы – цветы. Даже сегодня, заходя во двор Лидии Александ­ровны, первое, что привлекает внимание – ухоженные, яркие и аккуратные клумбы, усыпанные самыми разными цветами. Сразу видно – хозяйка любит красоту и немало времени уделяет благоустройству своего двора.

«Расставаться было очень больно»

Именно так, смахивая невольно выступившие слезы, Лидия Александровна говорит о своем уходе на заслуженный отдых.

– Та заветная школьная дверь, через которую я ходила сорок два года – это вся моя жизнь, – говорит героиня публикации, – Как хочется мне сегодня, чтобы те годы возвратились. Зайти ранним утром в свой просторный, светлый кабинет русского языка и литературы, а он как всегда будет залит детским смехом, открыть школьный журнал, начать урок. Пройтись по длинным коридорам школы, вдыхая запах знаний и молодости, которым пропитаны все школьные стены, войти в учительскую, сесть за любимый стол, пообщаться с коллегами, взяться за написание очередного плана урока, с первыми сумерками возвратиться уставшей домой…

Я очень рада, что оставила частичку своей души и сердца в учениках, многие из них сегодня и сами являются талантливыми и перспективными педагогами, глядя на которых, можно с гордостью сказать – «Вот это мой ученик».

Много, конечно, я отдала школе, но взамен всегда получала мудрость, опыт, знания, верных и искренних людей, но самое главное – обрела второй дом. А вместе с ним неисчерпаемый источник радости и счастья.

В заключение мне бы очень хотелось пожелать своим коллегам быть верными учительскому долгу, оптимизма, веры в свои силы и реализации всех планов. Ученикам – знающих, опытных учителей, которые опережают время, смело ведут за собой. Ну а своей родной школе – чтобы только радость и удача переступали порог, а в классах всегда светило солнце и царила радость.

Анжелика ДУДКО,
фото автора и из семейного архива Лидии Горчичко



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *