Ровесники района: слово о директоре Берестовицкого СПТУ

75 лет Гродненской области Лента новостей

Сегодня хотелось бы рассказать об одном хорошем человеке, имя которого, без сомнений, известно многим берестовичанам и не только, ведь почти всю сознательную жизнь он посвятил служению благородному делу воспитания новых поколений.


Павел Алексеевич Горбач, за двадцать лет работы на должности директора Берестовицкого СПТУ-194 выпустил ни много ни мало — порядка 13 тысяч специалистов. К слову, буквально через несколько дней — 19 августа, он отпразднует 75-летний юбилей.

Педагогическую деятельность герой моей публикации начал еще в далеком 1962 году, когда после окончания Порозовской средней школы Свислочского района сразу же пошел работать учителем физики и математики. Да-да, в те годы, имея среднее образование и отличную успеваемость, вчерашние ученики зачастую становились учителями. Преподавая в школе, Павел Горбач продолжал заниматься усовершенствованием педагогических навыков — учился на заочном отделении в Гродненском педагогическом институте на учителя математики. Но не долго. Спустя два года решил перепоступить в Белорусский политехнический институт, который окончил в 1970 году с дипломом инженера-механика-педагога.

А дальше — распределение. По словам Павла Алексеевича, его приглашали работать инженером-технологом в Москву, где студентом он проходил практику, но молодой специалист решил не отдаляться от родных мест и распределился в Берестовицкое СПТУ-37 в деревне Мурована преподавателем специальных дисциплин. Спустя несколько лет работы молодой педагог был избран председателем профкома ученической организации и, как он сам вспоминает, это были одни из очень ярких и насыщенных лет в его профессиональной деятельности.

— Проведение множества спортивных и культурно-массовых мероприятий, турпоходы, конкурсы, экскурсии и путешествия, праздники — все это не могло не привлекать студентов, — рассказывает мой собеседник. — Да и я тогда был молодой, активный, с кучей интересных задумок и бесконечных идей, поэтому работа и тесная взаимосвязь с учащимися были только в радость.

Позже Павел Алексеевич снова вернулся к преподаванию, в 1977 году был назначен заместителем директора по учебно-производственной работе, а в 1984 году — директором Берестовицкого СПТУ-194, которое было расположено уже в райцентре.

С неподдельным трепетом в голосе Павел Алексеевич вспоминает о тех двадцати годах, которые он посвятил училищу:

— Хватало всего: взлеты и падения, успехи и неудачи, бывали, конечно, трудности. Но сегодня почему-то остались только хорошие воспоминания, к которым всегда приятно возвращаться. На годы моей работы выпало множество реформ и нововведений, к которым приходилось привыкать, но со всем справлялись, ведь наш коллектив состоял исключительно из профессиональных педагогов и добросовестных людей, которые по настоящему «болели» за свою работу.

Как рассказал бывший директор училища, ежегодно под его «крылом» было около шестисот учащихся, кроме этого обучалось несколько групп со средним образованием, группа плодоовощеводов, одно время обучали также швейному мастерству. Готовили трактористов-машинистов широкого профиля, водителей категории «С», слесарей, поваров, впрочем, сегодня ряд предлагаемых студентам специальностей в лицее практически не изменился.

— Набирали учащихся тогда мы из тех районов — Берестовицкого, Волковысского и Свислочского, и, в основном, в сельхозпредприятия этих районов специалисты распределялись потом на работу, — вспоминает Павел Алексеевич. — Многие после окончания училища поступали в техникумы и приходили потом к нам на работу, а это вдвойне приятно, когда твои ученики становятся коллегами.

Для отработки полученных знаний на практике в училище имелась соответствующая база. К примеру, объемный машиностроительный парк, насчитывающий порядка полусотни тракторов, четыре комбайна. В расположении училища находилось почти 400 гектаров земель, на которых компактно произрастал ряд сельхозкультур: картофель, капуста, морковь, свекла и зерновые. Овощная продукция выращивалась как для собственных нужд, так и на продажу, а большая часть намолотов зерновых уходила на обеспечение потребностей животноводческой отрасли. К слову, имеющиеся животноводческие объекты — свинарник, коровник — размещались вблизи деревни Хмелиско, и находились под присмотром целого штата управления учебным хозяйством.

Также на базе училища, как отметил мой собеседник, нередко проходили конкурсы пахарей областного и республиканского значения, сами учащиеся не раз становились призерами различных соревнований по профмастерству, большое внимание всегда уделялось и проведению культурного досуга учащихся.
За добросовестный многолетний труд Павел Горбач не единожды был отмечен Почетными Грамотами Министерства образования БССР, Грамотами областного управления, дважды награжден почетным нагрудным знаком «Выдатнік адукацыі Рэспублікі Беларусь».

— Столько времени утекло, столько всего изменилось, — с ноткой грусти в голосе рассуждает Павел Алексеевич. — Иногда думаю — как давно все это было, а порой задумаюсь — будто вчера вышел из ставших за 20 лет родными стен училища. А как изменился внешний облик нашего райцентра! Все утопает в цветах, в красивых, отремонтированных зданиях. Казалось бы — таким он был всегда, но волей-неволей вспоминается, к примеру, пустырь на въезде в Берестовицу, на котором ютились разве что пару-тройку сараев и хозпостроек. Сейчас же здесь красуются современные, высокие многоэтажки, образующие спальный микрорайон. Не зря же говорят: «Все познается в сравнении» — так оно и есть.

Несмотря на то, что статус «на заслуженном отпуске» мне сопутствует уже порядка 15 лет, всегда стараюсь быть в курсе важных событий в районе и лицее в частности. Многие новости узнаю из районной газеты, чем-то делится сын, который работает в училище преподавателем специальных дисциплин, и всегда очень приятно наблюдать за достижениями и успехами нынешних учащихся.

Подводя итог нашей увлекательной беседы, я не могла не поинтересоваться у Павла Алексеевича о том, что же являлось источником его вдохновения и сил на протяжении всей профессиональной деятельности, на что получила незамысловатый, но искренний и твердый ответ — «Моя семья».

— Какие бы не возникали ситуации на работе, с чем бы не приходилось сталкиваться, любому человеку всегда очень важно ощущать поддержку в семейном «тылу». И я ее чувствовал на протяжении всех сорока двух лет работы педагогом. Много это или мало? Для каждого по-разному, но для меня — это целая жизнь, — подытожил Павел Горбач.

Анжелика Дудко, фото автора



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *