«На чужбине Берестовица мне ночами снится…»

Год малой родины Общество

Такими словами завершила беседу со мной уроженка Большой Берестовицы Светлана Конецкая, которая живёт теперь в Норвегии.
Светлана со своим супругом приехала в Берестовицу навестить маму Любовь Ивановну Конецкую. Они были уже наслышаны о музее Белки из разговоров с мамой и из Интернета, поэтому воспользовались случаем, чтобы ознакомиться с музейной экспозицией. Первая часть экскурсии по «беличьим местам» прошла на английском языке, что приятно удивило гостей. Вела её старший научный сотрудник Наталья Торгонская. Понравилась гостям и вторая часть экспозиции, посвящённая истории Берестовитчины.
В нашей беседе Светлана Владимировна много вспоминала о родной школе, учителях и одноклассниках.
— Я часто вспоминаю учительницу истории Татьяну Константиновну Дудкину. Она прекрасно знала свой предмет и умела заинтересовать им учеников. На уроках мы учились «думать, сопоставлять факты и исторические параллели и самим делать выводы». Её требования мне и многим моим одноклассникам пригодились не только на уроках, но и в жизни.
Много интересного мы познавали у преподавателя русской словесности Инны Ивановны Птичкиной. Она так преподносила особенности поэтических произведений Пушкина, Некрасова и советских поэтов Твардовского, Рождественского и многих других, что нам хотелось идти в библиотеку и брать книги названных авторов. Стихи мы просто читали, но и заучивали их наизусть.
Видимо, каждому из нас вспоминается первая наставница, которая учила писать, читать, считать, учила внимательности, уважению к старшим и многому другому, что потом нам пригодилось в жизни. Это была светлой памяти Надежда Ивановна Дешко. Посещая родительский дом, я всегда старалась заглянуть к ней, рассказать о своей жизни и узнать у неё школьные новости.
— Почти тридцать лет прошло после окончания школы, но Вы с такой теплотой вспоминаете учителей. А одноклассников вы часто вспоминаете?
— Не буду лукавить, но одноклассников как-то реже. В любом случае со всей ответственностью скажу: школа – это наше детство и юность, это первые «вздохи при луне», как писал кто-то из советских поэтов. Это первые юношеские симпатии и душевные переживания. Поэтому школа, учителя, одноклассники остаются с человеком на всю жизнь. Будь это лирик или физик, механизатор или лётчик. Мы были очень дружны со Светой Василеня, Наташей Бабаш, Юрой Лазарчиком, Володей Никоном… После школьных вечеров гуляли по нашему маленькому тихому городку, и нам казалось, что лучшего места в мире нет. Кстати, мне с юных лет помнится запах Берестовицы: пьянящие майские вечера с душистым ароматом черёмухи, сирени, цветущих яблонь, жужжание майских жуков, кукушка, у которой каждый про себя спрашивал: сколько же кукушка нам лет насчитает?..
И неповторимый запах осени: прелых листьев и созревших яблок, которые очаровывали не только Пушкина… Эти запахи весны и осени я не только помню, но и чувствую во сне. Я чувствую их, осязаю каждой клеточкой своего тела. Они, эти запахи, очень дороги мне на чужбине, в далёкой холодной Норвегии. И мне кажется, что я снова на Родине, в родительском доме в Берестовице…
— А как сложилась Ваша судьба после окончания школы?
— Я окончила Гродненское педучилище по специальности «дошкольное воспитание». Работала 6 лет в Гродно в детском саду. Затем получила лингвистическое образование, знаю несколько иностранных языков. Работала в Армении, Грузии, работала и училась в Киеве.
Жители Кавказа всегда радовали своей гостеприимностью, добротой, своими песнями… Киев запомнился архитектурно-историческими памятниками, от жителей веяло оптимизмом, позитивом, присущим украинцам юмором. Там я получила специальность психолога.
— А как вы оказались в Норвегии?
— Однажды я поехала в гости к подруге. Она сама из Слонима, но давно живёт в Норвегии. Познакомилась с парнем, он инженер-компьютерщик, который через год стал моим мужем. Там я стала основательно изучать язык, чтобы устроиться на работу. Теперь работаю и учусь на вечернем отделении университета. Мой муж Коре Бьёрн бывал несколько раз в Берестовице и тоже полюбил мою малую родину. Мы побывали в Хатыни, в Брестской крепости, столичных музеях. Неизгладимые впечатления остались и от посещения музея в Берестовице.
К сожалению, в Норвегии мало знают о Беларуси. Правда, наших спортсменов: теннисистов, биатлонистов, хоккеистов там знают лучше. Норвежцам нравится наша музыка, песни, которые мы периодически слушаем и поём вместе. Смотрим телеканал «Беларусь 24».
— А как, на Ваш взгляд, изменилась Берестовица?
— Она стала намного чище, уютней. Помню тротуары, на которых можно было споткнуться, а теперь можно ходить хоть босиком. А озеро — это чудо: красиво, птицы, фонтан, рыбаки по берегам…(смеётся). Не хватает только лодочки, чтобы уплыть за горизонт.
Каждый приезд в Берестовицу на мою малую родину — для меня настоящий праздник. Мой муж тоже с удовольствием едет к «любимой тёще на блины» и получает от этого массу позитива. А для меня это приятно вдвойне.
Беседовал Николай Паценко



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *