Символ белорусской государственности

Актуально Общество

В этом году Беларусь отмечает знаменательную дату — 25-летие со дня принятия Конституции Республики Беларусь и 25 лет существования института президентства в нашей стране.
Конституция, принятая 15 марта 1994 года, стала первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года. Она является главным, основным законом государства, обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. На ее основе формируется вся система законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

К 25-летию Конституции Республики Беларусь по всей стране проводится ряд разноплановых мероприятий, посвященных этой юбилейной дате.
Активно включились в подготовку и проведение мероприятий к этой памятной дате и учреждения образования Берестовитчины. Во всех их проходят информационные часы, книжные выставки, викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, квесты, круглые столы, дискуссии, спортивные соревнования и другие мероприятия, организаторы которых ставят своей целью напомнить юным гражданам о том, что в государстве Конституция имеет важную символическую значимость. В ней — суть суверенитета страны и национальной гордости, залог стабильного развития общества и уверенности в завтрашнем дне.
Накануне юбилейной даты мы побывали в Макаровском яслях-саду-средней школе на информационном часу «Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства», который провела для учащихся 9-11 классов классный руководитель Инна Лебедевич (на снимке). Вместе с педагогом старшеклассники подробно остановились на статьях и разделах Основного Закона. Учащимся еще раз напомнили о том, что Конституция объявляет права и свободы человека высшей ценностью и целью общества и государства, но, вместе с тем, возлагает на граждан ряд обязанностей, необходимых для сохранения существующего конституционного строя, в том числе и закрепленных прав и свобод каждого человека.
Разбившись на группы, школьники даже попробовали составить конституцию своего «воображаемого» государства, и, что интересно, воспользовались при этом практически всеми действующими положениями Конституции Республики Беларусь, поскольку пришли к выводу, что она успешно регулирует основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.
— Я считаю, что подобные мероприятия помогают детям ориентироваться в законах нашей страны, учат их соблюдать и укреплять государственно-правовые отношения, — отметила классный руководитель 10-11 классов Инна Лебедевич. – Ведь скоро старшеклассники покинут стены учреждений образования и войдут в самостоятельную жизнь, которая потребует от них соблюдения законов, норм и правил, принятых в обществе. Зная и соблюдая их, ребята смогут успешно себя реализовать. И, конечно же, мы учим их, что каждый человек с детства должен расти с прочным пониманием необходимости знаний своих прав, обязанностей и прав других людей, чтобы его действия не наносили вред другим, только таким способом можно построить прочную основу мирного сосуществования в государстве.
— К 25-летию Конституции Республики Беларусь в нашем учреждении образования проходит ряд мероприятий для школьников различного возраста, — дополняет заместитель директора по воспитательной работе Елена Будницкая. – Это и информационные часы во всех классах, и викторина «Мая Радзіма – Беларусь», и информационно-правовая игра “Дети и закон”, и торжественная линейка ко Дню Конституции, и тематический концерт, и видеолекторий “Гарант прав человека”, а также соревнования по волейболу и летнему многоборью “Олимпийские надежды Беларуси”. Мы хотим привлечь внимание школьников к Основному Закону страны, привить им уважительное отношение к символам белорусской государственности, формируя таким образом настоящих патриотов своей страны.

Я поинтересовалась у некоторых ребят: как они считают, для чего нужна Конституция стране в целом и конкретному человеку в частности?

Каролина Игнатович:
— Я считаю, что Конституция нужна для того, чтобы поддерживать порядок в стране. А лично мне она гарантирует получение бесплатного образования и дает возможность в дальнейшем стать успешным специалистом.

 

Ангелина Кожура:


— Каждый человек нуждается в Конституции как основном законе государства, поскольку исполнение общепринятых законов и правил улучшает не только жизнь конкретного человека, но и общества в целом. Конституция гарантирует нам бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на труд, право на социальное обеспечение в старости, в случае инвалидности и по другим причинам. А это очень важно.

Ирина Барцевич:


— Конституция учит нас знать свои права и обязанности, чтобы в дальнейшем не нарушать законы Республики Беларусь. А еще она дает нам право на мирное существование, обязывает беречь историко-культурное, духовное наследие, обеспечивать охрану природной среды. Я думаю, что тем самым она вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне.

Ирина МИКЛАШ, фото автора

***

Историческая справка
27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР принята Декларация ”О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики“.
С июля 1990 г. по февраль 1994 г. законы об изменениях и дополнениях белорусской Конституции 1978 года принимались в нашей стране 16 раз (касались основ общественного строя, статуса политических партий, организации и деятельности органов государственной власти).
В Беларуси начали активно обсуждаться пути реформирования государственного устройства страны. Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике: президентской или парламентской?
Был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.
Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета 12-го созыва.
Впервые в Беларуси был введен институт президентства.
10 июля 1994 года после сложной борьбы с пятью другими кандидатами Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г. Лукашенко.
Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.
Спустя полгода, опираясь на статью 37 Конституции, согласно которой ”непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов“, Глава государства представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы. 14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования они получили широкую поддержку общества. Результаты плебисцита фактически изменили ряд конституционных норм: изменена государственная символика, статус государственного наравне с белорусским придан русскому языку.
Развитие Беларуси требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу государственных органов.
На второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции.
В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, поддержали 70,5% от общего числа избирателей, за проект Верховного Совета – 7,9% от общего числа избирателей
Существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществления посредничества между органами государственной власти.
Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики.
Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г. (был совмещен с парламентскими выборами). Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *