Их именами названы улицы Большой Берестовицы: Николай Гастелло

75 лет Великой Победы Лента новостей

Многие улицы городов и поселков Беларуси названы в честь героев Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. В преддверии знаменательной даты мы напомним нашим читателям о подвиге тех, чьи имена увековечены в названиях улиц нашего городского поселка. Сразу при въезде в поселок первая улица, идущая вправо от центральной, носит имя Гастелло. О подвиге этого мужественного летчика слышали наверняка многие, сегодня хотелось бы еще напомнить об этом.

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве, в семье рабочего. Его отец Франц Павлович переехал из Беларуси в Москву в конце XIX века. Здесь он устроился работать на литейном заводе Московско-Казанской железной дороги.
В 1915-18 годах Николай Гастелло учился в Сокольническом городском мужском училище. В 1918 году из-за голода семья Гастелло переехала в Башкирию, но на следующий год снова вернулась в Москву, где Николай окончил 5 классов школы 1-й ступени. С 1923 г. работал учеником столяра в Москве, а затем — слесарем на Муромском паровозоремонтном заводе. В 1925 г. вступил в комсомол, в 1928 г. — в партию. С 1930 г. работал на 1-м Государственном механическом заводе строительных машин им. Первого мая.
В 1932 г. Николай Гастелло по призыву партии «Молодежь на самолеты!» поступил в Луганскую школу пилотов. Именно с нее началась военная летная карьера героя. Далее с 1933 по 1941 годы, Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. В 1939 году воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 года принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году ему присвоили звание капитана.
Подвиг
26 июня 1941 года, т.е. спустя всего четыре дня с момента начала войны, экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолете ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно -Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии противника самолет Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.
Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в советских средствах массовой информации. Впервые о нем было публично упомянуто 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро:
«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя».
25 июля 1941 года командиром 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитаном Лобановым и военным комиссаром полка полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано:
«… 26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин — повел звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно — Радошковичи у Радошковичей показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемета экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолет не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю.
По наблюдению старшего лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков.
Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…».
Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно).
Огненный таран капитана Николая Францевича Гастелло — один из самых известных в истории ВОВ примеров подвига. Биография и героическая гибель летчика были широко растиражированы, и самоотверженному примеру стали следовать другие. Тех, кто шли на огненный таран называли в то время «гастелловцами». Отважному бойцу, обессмертившему себя в памяти потомков, сразу же присвоили звание Героя Советского Союза.
В 1951 г. была организована комиссия по эксгумации останков экипажа. На месте гибели летчиков установили памятник. Впрочем, существуют и другие версии подвига Николая Францевича Гастелло, ознакомиться с которыми можно в Википедии или на других сайтах.

Подготовил Сергей Хилюта по материалам сайтов
ordenrf.ru и wikipedia.org



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *